Дитя тайги - Агафья Лыкова
О семье Лыковых стало известно в 1980-е годы. Наверное, не было в Советском Союзе семьи известнее этой. Про Лыковых регулярно писали газеты, выходили книги, снимались телесюжеты и документальные фильмы. Вся страна увлечённо следила за жизнью и судьбой Лыковых, отшельников, обнаруженных геологами в глухой, безлюдной тайге Хакасии. Сбежав от цивилизации в 1937 году, они несколько десятилетий жили без контакта с внешним миром, пока там начиналась и заканчивалась Вторая мировая война, взрывались атомные бомбы, человек летал в космос и высаживался на Луне. Из шести человек, выбравших одиночество на склонах Западного Саяна, сейчас осталась в живых лишь одна Агафья Лыкова. Она отказалась уезжать на «большую землю», сохранив верность своей заимке в 250 км. от ближайшего населённого пункта.
Жизнь Лыковых
Мир Лыковых был очень маленьким: хижина и пространство вокруг, измеряемое дневным переходом. Лишь Дмитрий однажды, догоняя марала, шёл двое суток. После, один раз, ради маральего мяса вся семья совершила путешествие с двумя ночёвками у костра.
Были тут и праздники. В эти дни делали лишь то, что было необходимо, - печь истопить, воды принести, снег у двери почистить. Ранее мать, а после дочь Наталья в праздничный день к монотонной картофельной пище добавляли что-нибудь из «лабазных припасов» - шматочек мяса или ржаную кашу. Досуг по праздникам заполнялся молитвами с возвращением к читанным-перечитанным книгам, воспоминаньям различных событий реденьких в этой жизни. Развлечением было рассказывать, что каждый видел во сне.
Узелками в этой жизни были: эпопея борьбы с медведем; падение (без серьёзных последствий) Карпа Осиповича с кедра; голод 61-го года; смерть матери; строительство хатки возле реки; год, когда обулись в кожаные сапоги, и день паники.
Время текло тут медленно. Счёт времени по числам, неделям, месяцам и годам имел, однако, для Лыковых значение наиважнейшее! Потеряться во времени – они отчётливо сознавали – значит разрушить строй жизни с праздниками, молитвами, постами, днями рожденьями святых, со счётом своих тут прожитых лет. Счёт времени самым тщательным образом берегли. Каждый день начинался с определения дня недели, числа, месяца, года (по допетровскому исчисленью). Жрецом, следившим за временем, был Савин. И вёл это дело он безупречно, не ошибаясь.
О людях младшие Лыковы знали по рассказам-воспоминаниям старших. Вся жизнь, в которой они не участвовали, именовалась «миром». «Мир этот полон соблазнов, греховен, богопротивен. Людей надо таиться и бояться». Так их учили. Можно понять потрясение младших в семье, забитых и тёмных, но не лишённых способности размышлять, когда они увидели: «люди, хоть и не молятся, а хорошие люди».
Появленье людей, геологов, проводивших рядом исследования, вначале Лыковы приняли, как печальную неизбежность. Но очень скоро из молодых кто-то робко предположил, что они «богом посланы». Савину и Карпу Осиповичу такое толкование событий понравиться не могло. На приглашенье посетить лагерь геологов не сказали ни «да», ни «нет». Однако скоро пришли. Сначала, правда, вдвоём: отец и Савин – разведать. А позже и все заявились. И стали являться раз в два месяца.
В посёлке геологов была хорошая баня. И, при отсутствии прочих других удовольствий в тайге, топили её почти ежедневно. Лыковым предложили попариться. Все наотрез отказались.
Среди запретов, ни разу никем не нарушенных, была и еда. Как бы геологи не предлагали им еду, Лыковы не соглашались. Они садились в сторонке под кедром, развязывали свои мешки и ели чёрный картофельный хлеб, запивая водой из Абакана. Спать, однако соглашались под крышей.
Были в общении маленькие проблемы… Об отношении Лыковых к бане, к мылу и к тёплой воде уже говорилось. В хижине возле дверей и на дереве, возле которого разложили костёр, висели берестяные рукомойники. Общаясь с людьми, старик и Агафья время от времени спешили к этой посуде с водой и омывали ладони. Не от грязи, а потому что случайно коснулись «человека из мира». Причём, мытья ладоней даже и не было, был только символ мытья.
Агафья
Агафья Карповна Лыкова (род. 17 апреля 1944, Хакасская автономная область, Красноярский край) — известная сибирская отшельница крестьянка из семьи старообрядцев-беспоповцев Лыковых, проживающая на заимке Лыковых в лесном массиве Абаканского хребта Западного Саяна (Хакасия). Она является младшей в семье, в которой четыре ребёнка. Старшие – Савин, Наталья, Дмитрий; родители – Карп Осипович, Акулина Карповна.
Агафья была грамотной. Умела читать, писать и считать. Семья Лыковых использовала старославянские печатные буквы.
Впервые встретила людей в возрасте 34 лет. Тогда заимку Лыковых нашли геологи, исследовавшие тот район Сибири.
Оставшись одна, она уезжала за пределы заимки, встречала новых людей. Но потом всё же вернулась обратно в родное место.
Отец – Карп Осипович
Карп Осипович мог бы достичь немалых высот. По характеру от рождения он был лидером. Можно почувствовать, что место «начальника» (начало, возглавление) для его натуры было необходимо. Он был главой Лыковской общины. Он увёл людей на реку Каир, когда его община «разбрелась», он не пошёл за людьми, а углубился ещё дальше. На тот момент ему было 38 лет. За ним последовала его жена Акулина Карповна с двумя детьми на руках.
В семье Карп Осипович был и отцом, и строгим «начальником». Его, и только его должны были слушаться во всём.
Мать – Акулина Карповна
Акулина Карповна была, несомненно, подвижницей, решившись разделить с Карпом «все муки за веру». Муки были великие.
Умерла она от «насады» (тяжелое подняла) и от голода, добившего слабое тело. Последние её слова были не о царствии небесном, ради которого она несла тяжёлый свой крест на земле, а о детях: «Как будете без меня?».
Брат – Савин
«Савин был крепок на веру, но жестокий был человек», - говорил о старшем сыне Карп Осипович.
Два дела знал Савин в совершенстве: выделку кожи и чтение библии. Оба дела в семейной общине почитались наиважнейшими. Выделку кож лосей и маралов Савин освоил сам, пытливо пробуя многие средства, и нашёл наконец нужную технологию. Хорошо он и сапожничал.
В делах веры он был куда «правее» старшего Лыкова и был нетерпим к малейшему нарушению обрядов, соблюдение постов и праздников, подымал молиться всех ночью. Богослужебные книги читал Савин хорошо. Библию знал наизусть.
Стал Савин поправлять и учить помаленьку слабевшего Карпа Осиповича, и не только в «вопросах идеологических», но и в житейских. Отец не мог позволить покуситься строптивому сыну на верховодство не только из самолюбия. Он понимал, какую жизнь устроит семье Савин, окажись он «начальником».
Но неожиданно умер младший сын Дмитрий. На Савина это сильно подействовало. Его «болезнь живота» обострилась. Надо было лежать и пить «корень-ревень». Но выпал снег, а картошка не убрана. Вместе со всеми Савин копал из-под снега картошку. И слёг.
Наталья, старшая дочь, сидела возле него. Не отходила ни днём, ни ночью. Когда брат умер, она сказала: «Я тоже умру от горя». Вскоре и правда умерла из-за той же «болезни живота».
Жизнь Агафьи сейчас
Сейчас по-прежнему живёт на заимке Лыковых в тайге рядом с рекой Еренат. Держит своё хозяйство и огород. Но справляться со всем становится тяжелее, всё же возраст даёт знать, ведь ей уже 80 лет.
С тех пор, как они встретили людей, к ним стали приезжать разные люди с подарками и помощью. При этом деньги в руки никогда не брала. Посылки с продуктами (в основном это крупы и сухофрукты) ей шлют со всей России. Она сама заготавливает дикоросы, охотится и ловит рыбу. В хозяйстве у неё имеется коза. Шефство над таёжницей взяли сотрудники Хакасского национального заповедника, на территории которого и находится «Заимка Лыковых». Они постоянно её навещают и держат связь по спутниковому телефону. В музее заповедника представлен большой раздел, посвящённый проживающей на его территории отшельнице А.К. Лыковой.
В 2011 году Агафья Лыкова присоединилась к Русской Православной старообрядческой Церкви.
Весной 2021 года Агафья Лыкова переехала в новый дом, который для неё построили при поддержке О. Дерипаски. Новый дом отшельницы освятил предстоятель Русской православной старообрядческой церкви — митрополит Московский и всея Руси Корнилий.
В 2022 году вышел документальный фильм «Агафья» режиссёра Павла Селина.
Источники
Алехина М. Заповедано: «Заимка Лыковых»: [О семье староверов Лыковых и падении обломков ракет на территории Хакасии] / М. Алехина // Хакасия. - 2003. - 16, 17, 18 декабря.
Глазков М. Агафья не одинока: [об Агафье Лыковой] // Советская Хакасия. - 1990. - 9 окт.
Завести коз, несушек и полечиться: отшельница [Агафья Лыкова] рассказала о своих планах на будущее / Государственный природный заповедник «Хакасский» // Земля Таштыпская. - 2012. - 13 апреля (№ 29). - C.4.
Овчаренко В. Агафья Лыкова стала подшефной английского принца: [о заповеднике «Заимка Лыковых» в Таштып. р-не] // Красноярский комсомолец. - 1999. - 15 июля. - С.5.
Песков, В. Таёжный тупик: документальная повесть // Комсомольская правда. - 1982. - 9 октября. - С.4.
Песков, В. Таёжный тупик: [о семье старообрядцев Лыковых] // Под знаменем Ленина. - 1986. - 31 окт. - 1 нояб. - 4 нояб.
Песков, В. Тупик. Агафье Лыковой 60 лет! / В. Песков // Комсомольская правда. - 2005. - 9 октября. - С.4.
Потапова Т.А. Агафья. Хранитель русского кода / подготовила Т.А. Потапова // Хакасия. - 2022. - 7 - 14 июля. - C.17.
Сверчкова Л. Не поссорит ли Агафья два соседних региона?: [о противозакон. действиях на территории Гос. природ. заповедника «Хакасский» - «Заимка Лыковых»] / Л. Сверчкова // Хакасия. - 2007. - 24 окт. - C.2,5.
Собецкий Е. Агафья Лыкова: «Спаси Христос за великую помощь!» / Евгений Собецкий // Хакасия. - 2024. - 11 янв. (№ 2). - C.26-27. - (Волонтёрство).
Шадурский В.И. Лыковы: земледелие без риска // Земля сибирская, дальневосточная. - 1988. - № 1. - С.53-54.
Чугунекова, Л.Е. Агафья Лыкова - дитя леса / Л. Чугунекова // Ада чир-суу - Отечество краеведческий альманах. - Абакан, 2018. – Выпуск 4. - C.95-124.