Содержание:

Шорцы – коренной народ юга Западной Сибири. Предки шорцев – древние тюрки, угры, самодийцы, кеты, населяли этот край еще до нашей эры. Основная часть шорцев проживает на юге Кемеровской области в бассейнах рек Кондома, Мрассу и Томь, а также в некоторых смежных районах Республики Хакасия и Республики Алтай, Красноярского и Алтайского краёв.

Как и у каждого народа, у шорцев на протяжении веков и тысячелетий была создана самобытная национальная культура, которая является частью общечеловеческой культуры. Забытая в советское время, шорская духовная культура начала постепенно возрождаться лишь в конце 80-х – 90-х годов XX века. В 1993 году шорцы были отнесены к малочисленным народам Западной Сибири. С 2000 года стали возрождаться традиционные верования, восстанавливаться священные места, проводиться обряды, имеющие духовно-сакральный характер. Ведется работа по сбору и изданию богатейшего фольклора. Проводятся мероприятия по популяризации шорского языка.

Но многое еще предстоит сделать, ведь каждый народ и его культура — уникальны и неповторимы.

История шорцев

Издавна живут шорцы в живописных южных районах Кузбасса по берегам рек. Красива и щедра природа этих мест. А название народа произошло от имени одного из крупных родов, жившего на реке Шоре. Существует и другая версия происхождения названия. Многие поколения испытывали гнет воинственных джунгар, нелегкой была жизнь таёжных охотников, потому и назвали они себя шорцами, от слова “шор” – печаль.Верховьев Томи, Мрассу и Кондомы

Русские в старину называли шорцев “Кузнецами” за их умение плавить железо и изготавливать из него предметы домашнего обихода. Но не только этим славился этот народ. Исконные охотники, металлурги, кузнецы, шорцы оставили нам в наследство богатый фольклор, настоящий кладезь народной мудрости.

К первым достоверным историческим сведениям о традиционных занятиях кузнецких татар, обитавших в верховьях реки Томи, следует отнести грамоту Б. Годунова от 20 января 1604г. В ней помимо предписания о сооружении Томского острога сообщается, что в "Томской вершине живут 200 человек кузнецов, а делают доспехи и железца стрельные и котлы выковывают". По другим сведениям, их было тысячи три.

КузнецНа древность занятия кузнечным делом указывают и данные фольклора. В героическом эпосе северных шорцев говорится о богатыре (по другим данным, злом духе Эрлике), ковавшем раскаленное железо руками, употреблявшим пальцы вместо щипцов, а кулак вместо молота.

Еще Сибирские летописцы называли население верховьев Томи, Мрассу и Кондомы "кузнецами". Отсюда и пошли названия Кузнецкий острог, город Кузнецк, Кузнецкая земля.

Древняя земля шорцев помнит многое: набеги более сильных соседей – кыргызов, уйгуров, схватки с монголо-татарами.

В течении многих столетий, начиная с 5-6 вв. шорцев грабили, беспощадно выколачивая с них дань, уйгурские и кыргызске ханы, а также джунгарские феодалы. В 1618 г. Кузнецкая земля была присоединена к Русскому государству. Вскоре после присоединения был образован Кузнецкий уезд. Из 22-х волостей (Кондомо-Мрасско-Елейской, Кондомо-Итеберской, Кондомо-Бежбояковой, Кондомо-Барсиатской и т.д.). Инородцы каждой волости управлялись своими выборными старейшинами. Мужское население облагалось данью (ясаком), который выплачивался в основном пушниной и железными изделиями.

Там, где издавна шорские кузнецы добывали железную руду, а из нее выплавляли металл, в 1771 году был построен Томский железоделательный завод (ныне село Томское Прокопьевского района). Появились более качественные и дешевые изделия из железа, и примитивное шорское кузнечное железоделательное производство к концу XVIII века исчезло.

Охота, рыболовство, земледелие шорцев

Из других занятий наибольшее распространение у шорцев получила охота. Она имела ведущее значение в их хозяйстве вплоть до Октябрьской революции 1917 года.

Промысловые угодья Кузнецкой тайги были поделены между отдельными родами, а внутри рода между большими семьями - тёлями. Мрасские шорцы брали с собой в тайгу сказителя, который днем готовил пищу и запасал дрова, а вечером у костра "пел" сказки, но не только для развлечения, а чтобы умилостивить духов – покровителей охоты. Добытая пушнина или вырученные за неё деньги делились поровну между членами артели, включая сказочника.

Промысел "хорыг" состоял из двух периодов; осеннего и зимне-весеннего. Последний начинался обычаю в ноябре, когда выпадал глубокий снег и замерзали реки. Он состоял из малой охоты по первому снегу и дальней - большой охоты. Малая длилась до середины декабря, большая с перерывами - до конца февраля – начала марта.

Зимой шорцы отстреливали белку, капканами добывали соболя, ловушками – зайцев, в апреле ставили петли на глухарей. Летом добывали выдр, оленей, коз, маралов. Осенью били барсуков и рябчиков. Инвентарь охотника состоял из фитильного или кремниевого, а позднее пистонного ружья "малтыг", пороха, дроби, сетей "энных", самострелов "айа" деревянных капканов спускного типа "шергей", пулулейки "калып".

Добыча и инвентарь осенью и весной перевозились обычно на нартах "шанак", а зимой, по рыхлому снегу – на волокушах из шкуры лошади "сюртка". Но иногда груз просто носили за спиной в кожаных мешках.

Лыжи делали черемуховые, полозья их обивали "камусом" – шкурой с голени лошади или марала. Рулем при спуске с гор служила универсальная деревянная лопатка "каяк" или "курчек", которым также отгребали снег при постройке балагана и установке капканов. Через плечо охотника была переброшена сумка "арченак" из телячьей или барсучьей шкуры мехом наружу, ремень-портупея "натруска" с набором охотничьих принадлежностей. На поясе у охотника висел нож "пычах" в деревянных или кожаных ножнах.

Запас продовольствия на весь сезон заготовлялся сообща и завозился с осени в охотничьи таёжные балаганы: это "талкан" в кожаных мешках, сытная брага "абыртка" в берестяных туесах, хлеб, сухари, соль, сушеное конское мясо "согум".

Промысловая одежда состояла из домотканой куртки "шабыра", поверх которой надевалась вторая – войлочная, простеганная, с пелериной - воротником из барсучьей шкуры; штаны тоже были из кендыря (домотканого холста). Обувью служили кожаные сапоги, вместо носков – трава "азагат". На голове – холщовая шапка, подбитая тряпьем, на руках – рукавицы из кожи.

Охотничьи балаганы, сооружались с осени и были двух типов: жердчатые – временные и срубные – бревенчатые, рассчитанные на сезон или несколько.

Рыболовство носило сезонный характер и было наиболее развито у нижнемрасских шорцев. Хариусы, налимы, таймени, язи вывозились на продажу в Кузнецк. Основным орудием лова были сети "энгме". На маленьких реках рыбу часто ловили мордами "суген" и корытами "ашпар". Крупную рыбу накалывали острогой, стреляли из лука деревянными стрелами, а мелкую ловили сачком из кендырных нитей. Рыба занимала важное место в питании шорцев, особенно летом.

Земледелие было развито повсеместно: плужное у северных шорцев и мотыжное – у южных. При первом типе земледелия, заимствованного от русских, использовались деревянная соха "салда" с железным наконечником, деревянная борона, серп. У богатых шорцев в начале XX века, появились железные плуги и простейшие конные жатки. Они мололи зерно на водяных мельницах. Размеры полей на севере исчислялись гектарами, в отличие от южных шорцев, где участки измерялись загонами. Только у северных шорцев были приусадебные огороды. Терминология орудий труда при плужном земледелии была уже русской. Мотыжный тип земледелия, распространенный в таежной части Кузнецкого уезда, более примитивный и древний. Возделывались мотыгами "абылами" небольшие участки на солнечных склонах гор, которые приходилось очищать от леса с помощью топора и огня. Эти участки обрабатывали 3-4 года, затем бросали и переходили на новое место. Зерна разбрасывали руками, после чего боронили суковатой палкой или корягой, которую таскала лошадь. Выращивали в основном ячмень, пшеницу, овес, коноплю, картофель.

Мотыжное земледелие было известно населению верховьев Томи, как полагают некоторые исследователи, с эпохи бронзы. С, периода позднего железа стал использоваться "абыл" и топор-тесло "адылга". Очевидно, земледелие у предков шорцев действительно появилось в глубокой древности и не было связано с влиянием русской культуры, оно получило слабое развитие. Так, к началу XX века 33.7 % шорских хозяйств вообще не имело посевов, 20.3% имело посевы от 0.1 до 0.5 десятин.

Недостаток продуктов питания шорцы восполняли заготовкой съедобных растений – корней кандыка, сараны, пиона, колбы, лука, чеснока, дягиля, борщевика и различных ягод, Орудием для выкапывания корней и клубней служила корнекопалка "озуп", состоящая из черенка длиною 60 см с поперечной перекладиной для ноги и железным наконечником.

С развитием товарных отношений и торговли в конце XIX века широкое распространение получил сбор кедрового ореха. Им занимались 28.2% шорских хозяйств на Кондоме и 35.5% по Мрассу, и в отдельных волостях до 70%. Сезон начинается в середине августа и продолжался до первого снега. В кедровниках у каждой семьи был свой балаган. Из орудий промысла использовались: терки "паспак", молотки-колотушки "токпак", сита "элек", веялки "саргаш", лукошки для переноса ореха "тергеш".

Скотоводство у шорцев, по сравнению с другими народами Южной Сибири, было развито слабо. Около 9.4% всех шорских хозяйств не имело лошадей, а 18.9 % – коров. Причина – отсутствие удобных пастбищ и хороших лугов для сенокосов. Наиболее удобной была долина Кондомы, но лучшие ее земли к концу XIX – началу XX вв. были заняты русскими переселенцами или сданы в аренду приискам. Шорцам остались средние и худшие участки по опушкам леса. Скученность скота на этих прогалинах приводила к быстрому вытаптыванию и гибели растительности, и, чтобы скот не голодал, шорцы во второй половине лета выгоняли его на выкошенные места, на "отаву". Но и она скоро исчезала. Но, несмотря на неблагоприятные условия, даже в самых глухих местах к началу XX века шорцы разводили лошадей крупной породы, низкорослых коров. На одного жителя в среднем приходилось по две лошади и столько же голов крупного рогатого скота. Встречались семьи, содержащие до 20 животных, овец не более 2-З-х.

Пчеловодство у шорцев сочеталось с бортничеством. Им занималось 14% хозяйств по Кондоме и 16% по Мрассу. Наилучшие условия для пчеловодства были в низовьях Кондомы, где, кроме медоносных трав, сохранился участок липового леса. При том самые большие пасеки располагались по притоку Кондомы Антропу, некоторые из них насчитывали до 1000 ульев.

Ремесло у шорцев носило домашний характер и было сосредоточено, в основном, в руках женщин. Все производилось только для собственных нужд и лишь плетение сетей и гончарное дело у жителей низовьев Мрассу к концу XIX века приобрело характер кустарного промысла. Наиболее развитым было ткачество. Основным сырьем для выработки нити служили стебли конопли и крапивы. Ткали шорки на особом станке "кендырь тыбеге". Готовый холст шел на изготовление всего набора одежды и голенищ обуви. Части одежды сшивали кендырными нитями или сухожилиями марала. Повсеместно была распространена обработка кожи "сагары".

Обработка дерева выражалась в изготовлении седел, лыж, курительных трубок, мебели, различной берестяной посуды. Для этого употреблялся нехитрый инструмент: ножи, долота, резцы. В первой четверти XX века шорцы начали изготавливать глиняную посуду. Известна шорцам была и резьба по кости.

В кузнецкой тайге существовало несколько путей сообщения. Наиболее удобными были тележные дороги от Кузнецка до села кондомского и улуса Красный яр. Пеший путь, по которому можно было также проехать верхом на лошади, соединял село Солтон со Спасским и Надеждинским приисками и шёл далее к верховьям Абакана до улуса Матур. Это был древний торговый путь, называемый в народе "Улуг-гол". Третья дорога вела от улуса Мыски по правому берегу Таштыпа, а оттуда до Абаканских степей. Летом передвигались также по рекам в лодках-долбленках "кебе", а зимой – на камусных лыжах, транспортируя груз на маленькой нарте "шаныг". К началу XX века северные шорцы начали использовать русские сани.

Жилище и быт шорцев

Наиболее древним жилищем шорцев можно считать прямоугольный каркасный шалаш "одаг" в форме усеченной пирамиды. Существовали летний и зимний "одаги". Зимний утепленный берестой, пихтовыми ветками, вторым слоем жердей, засыпанный землей. Третий вид "одага", отличающийся плоской крышей, сооружался на время полевых работ.

Одаг
Жилище шорцев

В конце XIX – начале XX вв. наибольшее распространение получила зимняя срубная бревенчатая юрта.

Русские срубные избы-одноклети и пятистенки стали на рубеже XX века основным зимним жилищем шорцев, особенно в низовьях Мрассу и Кондомы, а также в крупных таежных улусах.

Разбогатевшие на торговле пушниной, кедровым орехом и медом некоторые шорцы из улусов Красный яр, Мыски, Осинники к началу XX в. стали строить одно- и двухэтажные дома, крытые тесом или железом. Внутренняя обстановка этих домов напоминала дома кузнецких купцов, Домашняя утварь была преимущественно деревянная или берестяная и изготавливалась самими хозяевами.Предметы быта

  1. Курительная трубка "канза"
  2. Табакерка "тамерке"
  3. Коробка "карчак"
  4. Курительная трубка "канза"
  5. Детская колыбель "пебей"
  6. Нагайка
  7. Курительная трубка "канза"
  8. Нагайка

Из железных изделий в употреблении были, котлы для варка пищи "козан", чаши для обжаривания ячменя "коргуш", чугунные кувшины для "араки".

Основной пищей шорцев в конце XIX – начале XX вв. были пшеничный и ржаной хлеб "калаш" на Мрассу и "терптех" на Кондоме, мука из обжаренных зерен ячменя "толкан" и ячменная крупа "шарык". Пищей служило и обжаренное на костре мясо всех птиц и животных за исключением рыси, выдры и крота. С развитием торговли в пищу чаще стали употреблять конину, баранину, свинину. Картофель варили в мундире или пекли в золе. Из коровьего молока шорцы производили сметану "каймак", масло "сармай", мягкий сыр "пыштак", творог "кадыпсу".Блюда шорцев

Наибольшей популярностью пользовался покупной кирпичный чай, хотя употребляли для эгой цели и травяные настои. Традиционные напитки "арака", "абыртка", делались из ячменя и картофеля.

Одежда шорцев

К концу XIX – началу XX вв. в одежде шорцев все ощутимее сказывалось влияние русской культуры.

Рисунок шорцевМужчины стали носить покупные ситцевые рубахи, суконные штаны, пиджаки, картузы, драповые пальто, халаты из черного сукна с кушаком, сапоги. Обычным костюмом женщины было платье "кунек" из покупного ситца различных цветов или черного сатина, подпоясанное кушаком. Поверх платья надевался фартук. На голову накидывали разноцветные шали, на ноги обували ботинки.

Традиционная одежда сохранилась в начале XX века только в самых глухих улусах верховьев Мрассу и Кондомы. Шили ее из гладкого черного сатина или домотканой ткани "кендыря". Мужчины носили традиционные рубахи "кунек" из грубого конопляного холста или из приобретенной у русских бязи "табы". Покрой их был туникообразный с косым или прямы воротом, обшитым цветной материей и застегивающимся на пуговицы. Штаны "шанбэр штан" шили из такой же материи. Пояс сплетали из конского волоса или конопляной верёвочки.

Одежда

  1. Мужской халат "шабыр"
  2. Мужской халат "шабыр"
  3. Женский халат "кендырь"
  4. Рубаха "кунек"
  5. Рубаха "кунек"
  6. Женский халат "кендырь"
  7. Штаны "чанбарштан"

Верхний распашной халат "шабыр пантек" был также из домотканого холста. Ворот и нижняя часть подола обшивались тесьмой "нака", связанной из синего, красного или желтого гаруса или английской шерсти. Халат застегивался вверху на одну пуговицу и подпоясывался кушаком "кур".

Зимняя одежда – шубы и вязанные из овечьей шерсти рукавицы. Обязательным атрибутом мужского костюма являлся ситцевый кисет "нанчик" на поясе, деревянная с выгнутым чубуком трубка "канзэ", огниво "оттук", кремень "оттык таш", нож "пычах" в деревянных ножнах "калып".Одежда + орнамент

  1. Воротник "чага"
  2. Пояс "кур"
  3. Бархатный воротник "чола"
  4. Ситцевый воротник "мончир"
  5. Меховые рукавицы "мелей"
  6. Кисет "нанчык"
  7. Кисет "нанчык"
  8. Кожаный кисет "сыксыш"
  9. Меховые рукавицы "мелей

На голове носили шапки "пюрюк" из домотканой материи в форме ермолки или меховые ушанки, а летом – картуз. На ногах у всех мужчин были сапоги "удук" из кожи домашней выделки, иногда, у бедных с холстяными голенищами. Встречалась и обувь из оленьего камуса.Головные уборы и обувь

  1. Охотничья шапка "пурук"
  2. Берестяной куртуз
  3. Шапка "пурук"
  4. Охотничья шапка "пурук"
  5. Сапоги "удук"
  6. Сапоги "удук"
  7. Женские тапочки "шарык

Женский традиционный костюм состоял из бязевой рубахи синего цвета "кунек" длиною до пят, застегивающейся на груди мелкими пуговицами. Полы были обшиты лентами из черной ткани. Бязевые синие штаны "штан" не имели разреза. Грудь плисового с подкладом халата "пантек" украшалась двумя рядами раковин каури "чаланбаш" или вышивалась геометрическим узором из цветных ниток. Голову покрывали платком "плат" красного или желтого цветов, на ногах были кожаные галоши "чарык" или сапоги "удук".Рисунок шорки

Незамужние женщины и девушки заплетали волосы в 3-5-7 косичек с украшениями на концах. Замужние женщины имели две косы. Женщины применяли также украшения: серьги из стальной проволоки или меди с бисером, тонкие кольца или медные перстни. У зажиточных можно было увидеть ожерелье из 3-х рядов стеклянных бус разных цветов.Украшения

  1. Медный перстень "чустуг"
  2. Приплётка к косе "чинча"
  3. Медный перстень "чустуг"
  4. Приплётка к косе "чинча"
  5. Железная ушная подвеска "ызырга"
  6. Оловянная серьга "ызырга"
  7. Латунная ушная подвеска "куйга"

Культура шорцев

Жизнь шорского народа была неразрывно связана с природой, и он выработал свое понимание окружающего мира.

Согласно традиционному мировоззрению кузнецких шорцев мир разделен на 3 сферы: небесную землю – "Ульхи гер" (Земля Ульгеня) – небо; среднюю землю – "Орти гер" или "бистын гер" – нашу землю; землю злых духов – "айна гер" – подземный мир. Во владениях высшего божества – Ульгеня имеется 9 небес. Сам Ульгень живет на 9 небе. Ульгень, совместно со своим братом Эрликом, который в мифологии шорцев олицетворяет зло, сотворили мир и человека.

Человек по легенде обитает на средней земле в соседстве с многочисленными духами – хозяевами мест: тайги, гор, рек, озер. Духи эти почти не отличаются от людей по образу жизни, Наибольшим почитанием пользовались духи гор и духи воды. Существовали также духи – покровители охоты, которых угощали перед выходом на охоту.

Религиозное наполнение охотничьего промысла было настолько обильным, что и сам промысел представлялся чем-то священным. В каждой семье имелись изображения духов предков, являющихся покровителями домашнего очага. Жизнь любого человека по воззрениям кузнецких татар-шорцев полностью зависела от окружающих духов и божеств, общение с которыми чаще всего происходило через посредника – шамана, особого избранника божеств среди живущих на земле людей.Шаман

К услугам шамана прибегали очень часто: при болезнях, во время похорон и поминок, перед охотой, при родах, перед сбором урожая... Шаманы были неодинаковы по силе и возможностям. Сильный всегда имел бубен с изображенными на нем духами-помощниками и колотушку. Слабый шаман "шабынги" камлал веником, рукавицей, палкой или маленьким охотничьим луком и мог только лечить больных.

Дети тайги, шорцы, бережно относились к природе. Скажем, обычай запрещал без надобности рвать траву — волосы земли. С почитанием родной земли – гор, лесов, рек – связаны обряды шорского народа.

Наиболее популярный обряд – обряд поклонения березе – дереву, которое у шорцев считается священным. К сучьям березы привешивали принесенные с собой разноцветные ленточки, предварительно сделав три кивка головой, прося для себя и своей семье благополучия.Обряд поклонения березе

К началу XX в. большинство коренного населения официально исповедовало православное христианство. Этому способствовала деятельность миссионеров, особенно Василия Вербицкого, который на средства Алтайской духовной миссии в с. Кузедеево построил церковь и небольшую школу для "инородческих" детей. Методы распространения христианства были самые различные – от прямого принуждения до введения различных льгот для "новокрещенных".

Вместе с введением христианства миссионеры распространяли передовые методы ведения хозяйства, поощряли строительство новых бань. Христианство сливалось с традиционными представлениям шорцев, наслаивалось на них. В мифологию шорцев вошли персонажи и сюжеты из библейских сказаний: Адам, Ноев ковчег и т.д. Однако, до конца ни В. Вербицкому, ни продолжателям его дела, так и не удалось искоренить языческие обряды и верования. Вплоть до коллективизации шаманы продолжали играть большую роль в общественной жизни. Наряду с шаманизмом продолжали существовать и прежние родовые дошаманские культы огня, гор, медведя и т.д. Моления в этих случаях осуществлялось без участия шамана с произвольными для каждого случая обращениями и действиями.

Шорский фольклор был представлен несколькими жанрами: героическими поэмами "кай", сказками бытового и фантастического содержания "нывак", "черчек", "нартпак", рассказами и легендами "порунгу чоок", "каен чоок", "эрбек", загадками "таптак", пословицами и поговорками "кен тос", "тагпаг сое", "улгер сос", свадебными, любовными, хвалебными, бытовыми, жанровыим историческими песнями "сарын" – остатками древних героических поэм и охотничьими песнями. Жанры шорского фольклора по содержанию и идеям отражают, в основном, охотничий образ жизни.

Из всех жанров наиболее развитым был героический эпос, распространенный только у населения низовьев Мрассу, Кондомы и верховьев Томи, а также на Пызасе. Носителями и создателями эпоса были не все шорцы, а только сеоки Аба, Челей, Чедибер, Калар, имеющие телеутское происхождение.

Героические поэмы исполнялись сказателями низким гортанным голосом под аккомпанемент двухструнного щипкового инструмента (комыса), который, обычно, делали сами сказители под вид балалайки, вместо струн натягивались два конских волоса.Музыкальные инструменты

Кайчи (сказители) могли петь часами, а то и сутками без перерыва. В своих поэмах они рассказывали о набегах кочевников, о войне с ними, о богатырях. Поэмы по содержанию довольно объемные. Наиболее известны такие произведения: «Алтын Сырык», «Морет Олак», «Кара Кан», «Алтын Тыйчи», «Кан Перген», «Алтын Тарак». Всего поэм насчитывается около 60. В них отражаются занятия коренных жителей.

Шорские пословицы наполнены смыслом и зачастую встречаются с подтекстом. Например, такая пословица, как «Пустая трубка не дымит» означает «Пустая голова не рождает идей, в ней нет умных мыслей». Также следует отметить шорские поговорки (улгер сос) и загадки (тапкан), которые были многочисленными разнообразными. Некоторые из них отличались особой меткостью. Например, «Бела, пушиста и мягка, на остров сеется мука» (снег). «Два великана схватились бороться, быстро разнять их никто не берется. Крепко друг другу бока они мнут, борются двое, а тысячи мрут» (мельничные жернова).

Культура шорского народа развивалась в тесном взаимодействии с культурой русских, алтайцев, хакасов, телеутов. Это наложило отпечаток на шорский фольклор. Так, шорские загадки, сказки во многом похожи на русские или алтайские. Шорские песни имеют сходство с хакасскими. Народные песни шорцев в основном грустные, протяжные, напевные, они трогают душу. Встречаются веселые и задорные – это частушки (так-пак).

Из танцев у шорцев был наиболее распространен «Сехрыш»; танцующие становились в два ряда лицом друг другу, передвигая соединенными вместе ступнями ног. Одни двигались в одну сторону, другие в обратную. Танец этот прост и исполнялся во время празднеств и свадеб.

В конце 30-х годов отсталая Горная Шория превращается в развитый район Сибири: действуют Тельбесский и Темертауский рудники, Мундыбашская аглофабрика, строятся Шерегешский и Таштагольский рудники. Через непроходимую тайгу была проложена железная дорога Сталинск-Таштагол, открыты Тушталепский и Абагурский лесокомбинаты. Кондомский и Кабырзинский леспромхозы. Именно в эти годы начала развиваться национальная культура на литературном шорском языке. Шорцы получили свою письменность, сами разрабатывали свой алфавит, выходила газета «Кузыл Шор». Появились первые оригинальные переводы классики, сделанные в те годы шорским писателем Ф. Чиспияковым, вышел из печати сборник шорских народных песен.

Однако, с возникновением системы крупных городов началась интенсивная миграция шорского населения в города и поселки (особенно после ликвидации в 1960г. колхозов). Многие шорские поселки прекратили свое существование. А начиная с 50-х годов у большинства шорцев почти полностью исчезают многие традиционные элементы культуры. У шорцев, проживающих в крупных поселках и городах основным разговорным языком стал русский.

В 70-х годах в духовной жизни шорцев царил упадок, на грани угасания находились сказительное искусство и песенный фольклор. В середине 80-х годов это положение несколько изменилось: были созданы фольклорные ансамбли, основной задачей которых стало сохранение песенного творчества, возрождение народных танцев, возможности самовыражения на родном языке.

После длительного перерыва был возрожден традиционный шорский праздник «Пайрам», приуроченный к окончанию весенне-летних работ. На этом празднике исполнялись народные песни «Сарын», героический эпос «кай», проводились состязание по борьбе «куреш», стрельба из лука и конные скачки. Такие праздники с участием сказителей и исполнителей народных песен и танцев раньше были регулярными и играли большую роль в жизни шорского народа.

Традиционным стал и другой общенародный шорский молодежно-спортивный праздник «Ольгудек», с 1985 г. проводимый на горе Мустат, а в 1988 г. «спустившийся» в долину реки Кондомы на Спасские луга. Проводится он перед началом сенокоса – в первое воскресенье июля. Название праздник получил по имени легендарного предка шорцев – Ольгудека. Праздник делится на фольклорно-этнографическую и спортивную части. Перед началом торжественно разводится большой костер, вокруг которого один из участников ансамбля исполняет танец шамана и символически приносят жертву огню и горе Мустат. «Шаман» обращается к своим предкам и персонально к Ольгудеку с просьбой дать хорошую погоду во время сенокоса, богатый урожай ореха, удачную охоту, после чего другие участники ансамбля исполняют вокруг костра импровизационные танцы охотника и промысловых зверей и птиц (чаще всего медведя, соболя, глухаря).

Во время камлания (сверхъестественное общение служителя культа – шамана – с духами; ритуал, приводящий в экстатическое состояние; сопровождается пением и ударами в бубен) появляется верхом на лошади разнаряженный богатырь Ольгудек – также один из участников ансамбля. После обрядово – развлекательной части начинаются состязания по национальной борьбе, стрельбе из лука, подтягивание на перекладине. Вечером у костра устраиваются викторины из истории шорцев, игры, шуточные танцы, разыгрываются сценки из прошлой жизни, поются народные песни. На следующий день проводятся волейбольные соревнования и награждаются победители.

Шорские национальные игры

Открытый склон. От каждой команды по 2-3 человека.

По команде первые номера со старта бегут по глубокому снегу, добегают до флажка и возвращаются обратно кубарем через стороны. Побеждает первый на финише.

Играют несколько человек. У каждого игрока по 6 костей - бабок. Задача игрока - подбросить вверх одной рукой 2-3 бабки и поймать.

Пойманные бабки остаются у него, потерянные - переходят к соседу. Играют до полной потери бабок.

По считалочке выбирается волк. Играющие становятся в колонну за вожаком «лошадей» и берутся за пояс. Задача волка - поймать кого-нибудь из колонны, кроме главного жеребца.

Если во время игры вожак оторвался от табуна и волк поймал второго игрока, то считается, что волк выловил весь табун, во всех остальных случаях считается пойманным один игрок.

Дети играют по 2 человека (охотники). Метание камней (мешочков с песком) в цель (обруч). Кто больше всех закинет мешочков в обруч, тот и победил.

Для состязания используется волана (тебек) – кусочек шкуры длинноворсового животного (медведь, овечка), утяжеленный свинцом или иным грузом. Игроки по очереди набивают внутренней стороной стопы тебек, до момента пока он не упадет на землю. Побеждает набравший наибольшее количество очков.

Играют на открытой площадке или в спортивном зале. Участники строятся в две колонны. Справа у каждой команды расчерчены отметки: заяц, лиса, волк, медведь - уровни сложности метания палки (от «зайца» до «медведя»). Игрок стоит на месте и кидает палку до отметок. Отметка «заяц» - это начальный уровень, игрок стоит на месте и кидает палку до отметок.

Выигрывает та команда, которая дойдет до «медведя».

На расстоянии 10 см друг от друга по росту (от большого до малого) ставят баклуши – деревянные цилиндрики, 5-6 шт. Участник стоит на расстоянии двух метров от цели.

Задача состязающихся — правой рукой справа на лево через сторону сшибить плеткой все баклуши.

Борьба проводится на мягкой площадке в виде круга или на травяном поле. Форма борцов состоит из накидки и пояса, свободные брюки.

Время состязания 1-2 мин.

Дети делятся на две команды (чётное количество). Согласно правилам, надо сбить противника ударом плеча, прыгая только на одной ноге и держа руки за спиной.

Выигрывает команда, сбившая больше соперников, т.е. поставившая соперника на обе ноги.

Шорские общины Таштыпского района

Шо́рцы («шор-кижи» или «тадар-кижи», «кижи» — «человек») тюркоязычный народ. Триста лет тому назад несколько шорских семей из Горной Шории переселились в свои охотничьи угодья и основали постоянные родовые поселения на территориях нынешних Матурского и Анчулского сельсоветов. Приглянулась им природа, которая позволяла не только охотничать в богатых дичью лесах, но и заниматься земледелием и животноводством, что на исторической Родине было затруднительно по природно-климатическим условиям.

С выходом федерального и региональных законов о малочисленных народах Севера, Сибири и Дальнего Востока стало возможным развитие этих народов на территориях их компактного проживания. Стали создаваться родовые общины и другие общественные формирования, нацеленные на возрождение и развитие конкретного этноса. В Аскизском и Таштыпском районах, где проживают представители шорского народа, они тоже созданы.

На территории Матурского сельсовета функционируют шорские общины: родовые общины коренного малочисленного народа шорцев «Мустаг» и «Хызыл суг», территориально-соседские общины коренного малочисленного народа шорцев «Талай суг», «Чалтыс» (Наталья Алексеевна Шулбаева).

Родовая община коренного малочисленного народа шорцев «Мустаг» зарегистрирована 2 июня 2008г., руководитель Надежда Ефимовна Карамышева.

«Мустаг» с шорского переводится как «Ледяная гора» (это священная гора шорцев). Основной целью создания общины является сохранение и продвижение культуры шорского народа, а также возрождение народных традиций и обычаев.

Территориально-соседская община коренного малочисленного народа шорцев «Талай суг» (Весенняя вода) образована в 2014г. (зарегистрирована 12 ноября 2015г.) Община была создана с целью восстановления и сохранения культуры шорского народа. Председатель общины — Чебодаева Светлана Ивановна.

Родовая община коренного малочисленного народа - шорцев «Хызыл суг», председатель правления Тоданов Владимир Михайлович. Дата регистрации 16 декабря 2018г.

В Анчулском сельсовете созданы территориально—соседские общины коренного малочисленного народа шорцев «Тамыр» и «Анчул», «Тлачек».

Территориально-соседская община коренного малочисленного народа шорцев «Тамыр» (Корень) создана 31 октября 2007г. Как некоммерческая общественная организация, зарегистрирована 19 февраля 2008г. Ее руководителем является Борис Григорьевич Шулбаев. Целью создания общины являлась защита исконной среды обитания, сохранение и развития традиционного образа жизни, хозяйствования, промыслов шорцев.

«Анчул» создана в 2019 году, руководитель Алексей Николаевич Сыргашев.

«Тлачек» зарегистрирована 30 декабря 2019г. Председатель правления Шулбаева Галина Алексеевна.

Шорцев в мире осталось не так много, и очень важно сохранить их культуру, традиции и обычаи. В 2011 году, Светлана Окольникова, министр культуры республики, и бывший глава района Василий Шулбаев, ныне депутат Верховного Совета Хакасии, возглавляющий комитет по экономической политике, промышленности и транспорту республиканского парламента, заложили в деревне Тлачек первый, символический камень в фундамент нового центра возрождения этнической культуры. Строительство центра началось в 2015 году. 18 сентября 2020г. состоялось открытие первой очереди этнического центра шорской культуры (визит-центра). Этнический центр расположен на территории Анчулского сельсовета – между сёлами Анчул и Матур, которые относятся к местам традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности шорцев.Визит центр (Тлачек)

Визитцентр – это просторное, красивое, удобное, современное двухэтажное здание. В нем есть все необходимое: помещение, где разместится музей шорской культуры, конференц-зал, комнаты, предназначенные для изготовления одежды, сувенирной продукции, резьбы по дереву, музыкальных инструментов и комнаты для проживания гостей.

Рекомендательный список литературы

В Хакасии к местам традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности шорцев относятся сёла Балыксинского сельсовета, Бискамжинского поссовета Аскизского района, а также Анчулского и Матурского сельсоветов Таштыпского района.

Рекомендательный список включает в себя книги, повествующие об истории шорцев, национальных костюмах, обычаях, фольклоре. Представленные книги имеются в фондах Центральной, Матурской библиотеки и в территориально-соседской общине коренного малочисленного народа — шорцев «Тамыр» — с. Анчул Таштыпского района.

Многонациональная Хакасия общественные организации этнической направленностиМногонациональная Хакасия: общественные организации этнической направленности : [сборник / авторы: Н.Н. Артеменко, Н.О. Валеева, А.М. Доо, С.А. Лубенникова, Н.А. Никиташина, Ю.К. Троякова, Е.В. Тышта ; Министерство национальной и территориальной политики Республики Хакасия, ФГБОУ ВО «Хакасский. государственный. университет им. Н.Ф. Катанова» ; ответственный редактор. С.А. Лубенникова]. - Абакан : [б. и.], 2018. – Из содерж.: Шорцы . - С. 98-101. (Центральная библиотека)

Материал сборника подготовлен на основе комплексного анализа опыта деятельности национальных общественных организаций Республики Хакасия.

Хакасия   территория развития толерантной личностиХакасия - территория развития толерантной личности / Министерство национальной и территориальной политики Республики Хакасия ; Ассоциация «Крестьянских (фермерских) хозяйств и организаций агропромышленного комплекса Сибири» ; [ответственный за выпуск А.В. Прокудин ; составитель А.В. Попков]. - Абакан : [б. и.], 2019. – Из содерж.: Шорцы . - С.79 - 83 с. (Центральная библиотека)

Издание, в котором собрана вся палитра национальных культур, представленных в Хакасии. Традиции и обычаи, национальные костюмы, кухня, музыкальные инструменты, фольклор.

Шор чон қалығының кептери, умнары (Шорский национальный костюм, орнамент)Шор чон-қалығының кептери, умнары (Шорский национальный костюм, орнамент) / Уртегешев Н. С. ‒  Абакан : Новосибирский региональный Общественный Фонд сохранения культуры хакасов «Ал Хоорай». ‒ 2020. ‒ 68 с. (23 филиал)

Это первое монографическое издание, посвященное шорскому национальному костюму и орнаменту, с их расшифровкой. В издании представлены материалы автора, собранные на территории Шории, Хакасии в период с 1992 по 2013 гг., из научных работ, статей путешественников XVIII–XX вв. Фотографии взяты из открытых источников.

Алып Кускун : шорское героическое сказание / [составление, подготовка текстов и перевод, вступительная статья Л. Н. Арбачаковой]. [составление, подготовка текстов и перевод, вступительная статья Л. Н. Арбачаковой]. - Новосибирск : Офсет, 2011. – 133. (23 филиал)

Героическое сказание «Алып Кускун» записано Л. Н. Арбачаковой в 2000 году в городе Мыски Кемеровской области от современного шорского кайчи Владимира Егоро­вича Таннагашева (1932 - 2007), уроженца села Колдиге аал (ныне не существует). Расшифровка аудиозаписи произведена в 2010 году.

Духовная ШорияДуховная Шория : шорский фольклор в записях и из архива профессора А.И. Чудоякова. - Кемерово: Кузбасс, 2008. - 352 с. (23 филиал).

В книге представлены произведения некоторых жанров шорского фольклора: героические сказания, песни, частушки, пословицы, поговорки, загадки. Тексты произведений даны на двух языках - шорском и русском.

Земля предков = Элим : [шорский молодежный журнал]. вып. 2 / Клуб «Ольгудек» Новокузнецкого пединститута. - Новокузнецк : [б. и.], 1993. - 54 с. (Община «Тамыр» с.Анчул).

Травина, И.К. Шорские народные сказания, песни и наигрышиТравина, И.К. Шорские народные сказания, песни и наигрыши / И. Травина. - Москва : Композитор, 1995. - 136 с. (Клуб с.Анчул).

Сборник содержит 65 номеров записей, среди них есть инструментальные наигрыши, частушки, лирические песни, отрывки из эпических сказаний.

Фольклор шорцев: в записях 1911, 1925-1930, 1959-1960, 1974, 1990-2007 годов / составитель Л.Н. Арбачакова. — Новосибирск: Наука, 2010. — 608 с; ил.— (Памятники фольклора народов Сибири и Дальнего Востока; Т. 29). (23 филиал).

В книгу вошли типичные образцы шорского фольклора, бытующие до настоящего времени: сказание «Ак Кан», сказки, мифы, легенды и предания; образцы обрядовых и лирических жанров. Наряду с архивными записями и опубликованными текстами начала – середины XX в. в книгу включены материалы, собранные во время полевых экспедиций 1994-2007 гг., показывающие современное состояние фольклора шорцев.

Шорский героический эпосШорский героический эпос. Том 2: Шорский фольклор в обработке О.И. Благовещенской / Подготовка к изданию, вступительная. статья. и комментарии. Д.А. Функа. Кемерово: ООО «Примула», 2011. – 272 с. (23 филиал).

В книге представлены эпические сказания шорцев, малочисленного тюркского народа, проживающего на юге Западной Сибири.

Шорский героический эпос. Том 4: Шорские эпические сказания в записях В.В. Радлова / Составление, вступительная статья, подготовка шорских текстов к изданию, перевод на русский язык, примечания, комментарии, приложения Д.А. Функа. Кемерово: ООО «Примула», 2013. — 207 с. (Матурская библиотека, филиал №23).

Шорские героические сказания : Кан Перген. Алтын Сырык / Вступительная статья, подготовка текста, пер. , коммент. А. И. Чудоякова; Музыковедческая стать и подготовка нотного текста Р. Б. Назаренко; Редактор музыкального раздела Э. Е. Алексеев; Ответственный редактор тома. Х. Г. Короглы. - Москва. Новосибирск : Наука, 1998. - 463 с.: ил. - (Памятники фольклора народов Сибири и Дальнего Востока 17). (Матурская библиотека, филиал №23).

Известный фольклорист и знаток родного эпоса А.И. Чудояков подготовил к печати сказания «Кан Перген» (совместно с музыковедом Р.Б. Назаренко) и «Алтын Сырык», записанные от выдающегося шорского кайчи П.И. Кыдыякова. По содержанию оба произведения являются лучшими образцами этого жанра.

Шорско русский и русско шорский словарьШорско-русский и русско-шорский словарь. / Курпешко-Таннагашева Н.Н., Апонькин Ф.Я. — Кемеровское книжное издательство, 1993 — 147 с. (Матурская библиотека, филиал №23).

Первая попытка создания шорско-русского и русско-шорского школьного словаря. Словарь предназначен для учащихся средней школы и является руководством к правильному употреблению слов, образованию их форм, произношению и написанию, содержит около 3000 шорских слов.

 

Согласие на обработку персональных данных

Мы используем cookie.

Когда вы посещаете данный сайт, МБУК «Таштыпская межпоселенческая библиотечная система» может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве и обеспечивают более эффективную работу сайта.

МБУК «Таштыпская межпоселенческая библиотечная система» для сбора статистики использует подсистему «Цифровая культура». На основе этих данных мы делаем наш сайт лучше и эффективнее для пользователей. Продолжая пользоваться этим сайтом, Вы соглашаетесь на использование cookie и обработку данных в соответствии с Положением о защите персональных данных. Если вы не хотите использовать cookie, вы можете отключить их в настройках безопасности вашего браузера. Отключение cookie следует выполнить для каждого браузера и устройства, с помощью которого осуществляется вход на сайт. Обратите внимание, что в случае, если использование сайтом cookie-файлов отключено, некоторые возможности и услуги сайта могут быть недоступны.

Согласие на обработку персональных данных посетителей сайта.

Настоящим, свободно, своей волей и в своем интересе выражаю свое согласие tashtyp-lib.ru (далее – Оператор) на автоматизированную обработку моих персональных данных в соответствии со следующим перечнем персональных данных:

Для целей сбора статистики о посетителях сайта. Оператор вправе осуществлять обработку моих персональных данных следующими способами: сбор, систематизация, накопление, хранение, обновление, изменение, использование. Оператор может обрабатывать файлы cookie самостоятельно или с привлечением иных сервисов.

Настоящее согласие вступает в силу с момента моего перехода на сайт Оператора и действует до момента его отзыва.

Согласие на обработку персональных данных может быть отозвано мною путем письменного уведомления по юридическому адресу Оператора об этом не менее чем за один месяц до даты фактического прекращения обработки моих персональных данных Оператором.

Юридический адрес Оператора: 655740 Республика Хакасия, Таштыпский район, село Таштып, ул.Ленина,37 - Муниципальное бюджетное учреждение культуры «Таштыпская межпоселенческая библиотечная система»