Календарь шорских дат2Шорцы – тюркоязычный народ, живущий в юго-восточной части Западной Сибири, главным образом на юге Кемеровской области, а также в некоторых смежных районах Республики Хакасия и Республики Алтай, Красноярского и Алтайского краёв. Как и любой другой народ, шорцы хотят сохраниться как этнос, свою самобытную культуру, язык, традиции и обычаи. С 2000 года стали возрождаться традиционные верования, священные места, проводиться обряды. Восстанавливаться и календарные праздники.

Временные календарные циклы шорского народа складывались в процессе его трудовой деятельности и составляли самые существенные звенья в годовом круге шорцев, уклад жизни которых строился на натуральном способе ведения хозяйства — земледелии, рыболовстве, охоте и т. д. Поэтому в основе календарных циклов — богатейший опыт человека, связанный с освоением природы и окружающей среды.

Данный календарь содержит основные календарные даты шорцев. Материал расположен в хронологическом порядке.

Содержание:

Январькичиг айы (короткий зимний месяц)

В январе проводятся молодежные зимние спортивные состязания сеоков (родов) «Маарыш». Цель мероприятия – пропаганда национальных игр и видов спорта, воспитание у молодежи духовно-нравственной культуры.

«Малтык-Пайрам» или праздник ружья ежегодно отмечается шорским народом с 18 на 19 января шорцы. В это день мужчины возвращались с малой охоты, обязательно стреляли в воздух.

«Самый момент прихода с промысла у шорцев имел ряд особенностей. Например, охотник сразу не заносил добычу в дом и сам туда не заходил, пока, "пот не высохнет". В это время нельзя было разговаривать с женщиной. Женщине нельзя было встречать своего мужа».

«Праздник ружья» своими корням уходит во времена, когда весомую роль в жизни шорского народа играла удачная охота, а значит и умение владеть оружием.

Услышав звуки ружья женщины накрывали на стол, главное блюдо которого — пельмени. Праздник ознаменует сезон большой охоты. В канун праздника шорские семьи традиционно готовят пельмени с сюрпризами. Внутрь вкладываются маленькие предметы – символы, которые, по поверьям, предсказывают судьбу.

Так блюдо с «монетками» предрекает богатство и благополучие, а «белые и чёрные нитки» — предстоящие радость или неприятность, сладкие пельмени — к достатку, солёные — к бедности. Рыба – символ удачи во всех делах. Однако самой большой удачей было – обнаружить в своем блюде «ружье», поскольку главный символ праздника предрекал его обладателю удачу в охоте на весь год. Шорцы верили, что миниатюрные ружья и топорики из дерева, соль, сахар и прочие предметы в пельменях предсказывают, каким будет предстоящий год.

На празднике все повязывают на березу ленточки. И при этом просят благополучия всем людям, своим родным и близким. Ленточки разных цветов: белый – чистота помыслов и всех дел, здоровье, красный – символ солнца, тепла, жизни и достатка, голубой – символ чистого неба. Традиционные состязания этого праздника: перетягивание палки, тем самым определяли самого сильного парня; стрельба из лука – самый меткий стрелок. Все собравшиеся на праздник вставали в круг, водили хоровод и желали друг другу всего хорошего. Праздник возрожден в 2007 г., проводится только в Мысках.Праздник ружья

Февраль – чел айы (ветренный), азыF айы (медвежий)

В феврале проводится спартакиада коренных малочисленных народов Кемеровской области.

21 февраля – день шорского языка. Международный день родных языков проводится на разных площадках Кемеровской области с 2007 г. («Я – шорец, и я выучу шорский язык!»).

Март - корук айы (бурундучный)

Шорский народный праздник «Чыл-пажи». Это шорский Новый год. Чыл-Пажи в переводе звучит как Голова года, на которую падают первые лучи «нового» солнца в день весеннего равноденствия. Традиционно программа шорского праздника «Чыл-Пажи» включала в себя ритуальные обрядовые действия, связаны с проводами уходящего года и утренней встречи солнца в день весеннего равноденствия, массовые народные гуляния, игры и состязания. Красив и мудр новогодний ритуал Очищения и Благословения. Обряд очищения связан с ритуалом сожжения всего плохого в черном костре и проведении очищения всего жизненного пространства. Одним из ритуалов на празднике являлся процесс создания Нового мира. Участники обряда с мыслями о благополучном будущем повязывали свои цветные чалама на Священную березу. Издревле у шорцев бытует поверье, о том, что через Священную березу до Богов быстрее доходят просьбы людей. После обряда обязательно следовало щедрое угощение всех присутствующих. Люди веселились, мужчины состязались в силе, ловкости, смекалке, зоркости (в стрельбе из лука, в скачках, в борьбе, поднятии тяжестей). Молодые люди знакомились, заключались свадебные соглашения между родителями. Лучшие умельцы показывали свое мастерство. Состязались певцы и знаменитые кайчи (сказители), которые всю ночь под звуки двухструнного музыкального инструмента кай-комуса, пели и рассказывали эпические сказания, прославляя подвиги богатырей.Чыл пажи

В марте шорцы проводят «Аба-тойы» – праздник Медведя. Медведь у шорцев тотемное животное, существуют легенды, что медведь — это обращенный человек. В шорских семьях коготь и клык медведя до сих пор считается самым сильным оберегом. Праздник был возрождён в 2007 году и с тех пор проводится ежегодно. Медвежий праздник – это комплекс обрядов, связанных с культом медведя. Обряды сопровождаются игрой на музыкальных инструментах, ритуальными и развлекательными плясками, пением.

Апрель – ан айы (звериный)

Весенний обрядовый праздник «Шачиг» (ледоход). «Шачыг» (от слова «шаги» — кропить, брызгать) – традиционный весенний обряд у шорцев. Он совершался, когда природа пробуждалась от зимнего сна и реки освобождались ото льда.

В прошлом обряд совершался ежегодно, представляя собой своеобразную подготовку к переводу скота на лет­ние пастбища после зимнего стойлового содержа­ния. В обряде сохранилась память о едином про­исхождении домашних и диких животных. Забота о благополучии домашних животных проявлялась в обращении к воображаемым «хозяевам» гор и рек — Таг-ээзи и Суг-ээзи. Шачыг совершал­ся под руководством шачыгчи, т. е. человека, зна­ющего, как надо выполнять обряд. Чаще всего им являлся потомственный представитель того или иного рода. В каждом селе были свои шачыгчи.

В одном из источников обряд представлен следующим образом. Каждый мужчина должен был передать одному из молодых представителей рода перо глухаря, а каждая женщина – ленты чалама. Молодой шорец связывал из них гирлянду и перевозил её на другой берег, чтобы привязать там на берёзу. А шаман, камлая, водил людей по ходу солнца, по кругу и обращался ко всем горам и рекам с просьбой об изобилии зверя и рыбы. Потом все гадали: подбрасывали вверх деревянную чашу и смотрели, как она упадёт - вверх или вниз дном. И собирали «кастак» - «удачу» в виде кусочков бересты и дерева.

Май - пес айы (кандычный)

Праздник колбы. Шорцы были уверены, что растение колба (черемша), достойно уважения и почитания. Колбы с её целебными свойствами была просто спасение для местных жителей в годы Великой Отечественной войны. Да и сегодня это растение – одно из любимых весенних лакомств шорцев. Они трепетно и уважительно относятся к своим традициям и к природе, поэтому решили посвятить колбе настоящий праздник, на котором кульминацией становится презентация национальных блюд.

Июнь - от айы (травяной, месяц прополки)

1 июня шорцы отмечают праздник шорского букваря «Пайрам-Пичик».

Каждый год, в июне, проводится шорский праздник, который называется «Албаа-Пайрам». Праздник проводится, когда жители заканчивают посев трав на своих полях, посадку овощей на огородных участках. Праздник начинается с обряда благопожелания – все жители и гости, взявшись за руки, идут к кругу. В середине горит огонь. Шаман танцует, задабривая дух огня и прося у него мира и процветания всем собравшимся. На праздник собирается много народу. Жители поселка ставят свой стан, в котором представляют предметы быта, национальные блюда. Все собравшиеся одеты в национальные костюмы, исполняют народные песни и героические сказания о шорском народе. На празднике проводятся спортивные соревнования: борьба, стрельба из лук, скачки. Гостей угощают шорским национальным блюдом – талканом.Албаа Пайрам

В июне проводится летняя Спартакиада коренных малочисленных народов Кемеровской области.

Июль - пичен айы (сенокосный)

20 июля жители поселка Чувашка Кемеровской области отмечают Прокопьев день, в рамках которого проходит Сказительная ночь «Кай - Ээзи». Праздник начинается с обряда благопожелания путем кормления священного огня. Сказительная ночь должна разбудить кай-ээзи (хозяина кая), чтобы принес своему народу своё благословение.Кай Ээзи

Август - оргак айы (месяц жатвы хлеба)

9 августа Международный день коренных народов мира.Международный день коренных народов мира

В августе проводятся молодежные спортивные состязания сеоков (родов) «Маарыш». Проходит в Таштагольском районе. Главной целью мероприятия является пропаганда национальных игр и видов спорта, воспитание у молодежи духовно-нравственной культуры.

Сентябрь - ӱртӱн айы (месяц обжигания колосьев хлеба)

Центр шорской культуры «Аба-Тура» (находится в городе Новокузнецк) в августе проводит праздник «Алтын Кузук» («Золотой орех»). Ореховый промысел – сбор кедрового ореха, один из важных видов промыслов шорцев, им они занимаются и по сей день. Территории кедровника также распределялись между родами. Промышлять орех в кедровнике чужого рода можно было лишь с согласия последнего.
Орудия для орехового промысла были крайне простыми, часть их изготовлялась в лесу во время промысла (деревянные терки, молотки-колотушки, веялка, берестяная коробка для переноски ореха и т.д.). Время промысла — от середины августа до глубокой осени.

Октябрь - куртуйак айы (месяц старух)

В п. Шерегеш (Кемеровская область) в октябре проходят детские спортивные национальные игры «Соганым пазагы» («Стрелы будущего»). В программу игр входят такие состязания как: триатлон (ходьба на шорских лыжах, стрельба из лука, бег тонжанов), «Камчы» (плётка), «Метание копья», «Набивание тебека», «перетягивание палки», «перетягивание каната».

Ноябрь - кырлаш айы (морозный месяц)

11 ноября шорские старейшины одобрили праздник «День Снежного человека». Это яркий, семейный, необычный и самобытный праздник.

По легендам глубоко в тайге Горной Шории спрятано одно из чудес Кузбасса – Азасская Пещера, где живет Снежный человек. В 2009 г в 500 километрах от Кемерова местные охотники видели неких человекообразных существ, покрытых шерстью, ростом полтора-два метра. День снежного человека решено отмечать ежегодно, в день открытия горнолыжного сезона, когда тысячи любителей этого вида спорта съезжаются в Горную Шорию со всех уголков страны. В поселке Шерегеш и райцентре Таштагол установлены скульптуры снежных людей в натуральную величину.День Снежного человека

Декабрь - улуF айы (большой зимний месяц)

Религиозные праздники православных шорцев:

Кöлде (Рождество) – вечером на улице пели «орадый», хозяева угощали поющих пирогами, утром славили рождение Бога.

Чылгайақ (Масленица) – устраивали катание с ледяных гор, катание по улицам аала на санках.

Крестос (Пасха) – приносили в дом елочку, наряжали ее бумажными цветами, крашенными яйцами.

Часқы Мукола (весенний Николай) – на этот красили яйца в голубой цвет при помощи цветов кöкчӱке [медуница].

Троица – красили яйца в зеленый цвет березовыми листьями, приносили из леса березки и ставили под окнами.

Кӱскӱ Мукола (осенний Николай).

Используемые ресурсы:

Согласие на обработку персональных данных

Мы используем cookie.

Когда вы посещаете данный сайт, МБУК «Таштыпская межпоселенческая библиотечная система» может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве и обеспечивают более эффективную работу сайта.

МБУК «Таштыпская межпоселенческая библиотечная система» для сбора статистики использует подсистему «Цифровая культура». На основе этих данных мы делаем наш сайт лучше и эффективнее для пользователей. Продолжая пользоваться этим сайтом, Вы соглашаетесь на использование cookie и обработку данных в соответствии с Положением о защите персональных данных. Если вы не хотите использовать cookie, вы можете отключить их в настройках безопасности вашего браузера. Отключение cookie следует выполнить для каждого браузера и устройства, с помощью которого осуществляется вход на сайт. Обратите внимание, что в случае, если использование сайтом cookie-файлов отключено, некоторые возможности и услуги сайта могут быть недоступны.

Согласие на обработку персональных данных посетителей сайта.

Настоящим, свободно, своей волей и в своем интересе выражаю свое согласие tashtyp-lib.ru (далее – Оператор) на автоматизированную обработку моих персональных данных в соответствии со следующим перечнем персональных данных:

Для целей сбора статистики о посетителях сайта. Оператор вправе осуществлять обработку моих персональных данных следующими способами: сбор, систематизация, накопление, хранение, обновление, изменение, использование. Оператор может обрабатывать файлы cookie самостоятельно или с привлечением иных сервисов.

Настоящее согласие вступает в силу с момента моего перехода на сайт Оператора и действует до момента его отзыва.

Согласие на обработку персональных данных может быть отозвано мною путем письменного уведомления по юридическому адресу Оператора об этом не менее чем за один месяц до даты фактического прекращения обработки моих персональных данных Оператором.

Юридический адрес Оператора: 655740 Республика Хакасия, Таштыпский район, село Таштып, ул.Ленина,37 - Муниципальное бюджетное учреждение культуры «Таштыпская межпоселенческая библиотечная система»