Штыгашев Иван МатвеевичМиссионер, просветитель, писатель, родоначальник национальной литературы.

Сегодня личность Ивана Матвеевича Штыгашева, шорского священника-миссионера, просветителя и переводчика, прекрасно владевшего русским литературным языком, хорошо известно на Алтае и в Горной Шории. Он оставил заметный след, став одним из основателей этих национальных литератур.

Иван Матвеевич родился в улусе Матур Кондомско – Корочерской волости Кузнецкого округа Томской губернии. В семье Штыгашевых было шесть сыновей, под влиянием старших братьев Иван изучил азбуку. Имея страстное желание овладеть грамотой, в 1877 году, самостоятельно отправился в училище села Кузедеево, за триста верст от Матура. В миссионерском училище Иван Штыгашев проявил себя прилежным и старательным учеником. В 1882 году был отправлен в Казанскую учительскую семинарию, где три с половиной года упорно и настойчиво овладевал знаниями. Казанская учительская семинария считалась одной из лучших в России. Здесь наряду с богословскими дисциплинами изучали: славянский и русский языки, древнюю и новую русскую литературу, всеобщую литературу, теорию словесности и логику, педагогику, геометрию, физику, арифметику, алгебру, черчение и чистописание. Казанский период стал особенно плодотворным в творческой деятельности Штыгашева. Уже в первый год обучения в семинарии ему было поручено начать перевод из священной истории Ветхого завета с алтайского языка на сагайское наречие. В следующем году - перевод из священной истории с алтайского языка на шорский. Оба перевода, как и переведённый им на шорский язык текст «Указание пути в царство небесное» были отпечатаны в Казани. Иван участвовал в печатании второго и третьего выпусков жития святых на алтайском языке, выполнил работу по печатанью четвертого выпуска жития святых. Завершил работу над шорским букварём, к написанию которого приступил ещё до поступления в семинарию. Семинарист Штыгашев принял участие в составлении шорского словаря. Известно, что Иван Штыгашев собирал фольклорные материалы. Свидетельство тому работа «Предания инородцев Кузнецкого округа о сотворении мира и первого человека», обнаруженная Алексеем Николаевичем Гладышевским в каталоге библиотеки Минусинского музея.

В 1884 году Ивану Штыгашеву, как лучшему семинаристу, была представлена возможность совершить поездку по святым местам России. О посещении Киево–Печерской лавры, Оптиной пустыни, храмов Москвы, Троицко–Сергиевской лавры, монастырей, он рассказал в своей повести «Записки о путешествии алтайца в Киев, Москву и её окрестности». Этот труд юноши можно назвать подробным путеводителем, с краткими историческими экскурсами по особо почитаемым местам Русской православной церкви.

В 1885 году была написана и напечатана повесть «Поступление в училище и продолжение учения шорца (алтайца) Ивана Матвеевича Штыгашева». В книге речь идет о Шории, Матуре, родных и близких, годах учёбы в Улае (ныне Горно-Алтайск). Иван писал: «…отец мой был настойчивый человек и глубоко убежденный в важности грамоты. …судьба избрала меня учиться грамоте. Вот каким образом был впущен корень ученья грамоте в матурскую почву. … теперь есть много родителей, желающих учить своих детей». Повесть заканчивается словами: «Считаю священным своим долгом по окончании курса в учительской семинарии посвятить свои знания, все свои силы и всю свою энергию христианскому просвещению простых и бесхитростных сердцем своих соплеменников – жителей дорогой моей родины, снежного – горного Алтая».

В этот период личная жизнь Ивана Штыгашева был полна горечи: умирает его престарелая матушка, родной брат Иосиф, возможности выехать на родину не было. В горестном отчаянии на смерть брата, он создает стихотворение на шорском диалекте. Художественный перевод на русский язык уникального образца поэтического произведения, впервые через 125 лет, в 2008 году, осуществлён Натальей Ахпашевой.

Все произведения, созданные в годы учебы в Казани говорят о том, что из Штыгашева мог бы получиться писатель, поэт. Но священный долг миссионера – помочь своему народу выбраться из потемок отсталой жизни был сильнее. И Иван Штыгашев взял на себя непомерную миссию, став священником и учителем-просветителем одновременно и отправился после окончания семинарии, в апреле 1885 году в Матур.

Всю свою энергию он отдаёт обучению грамоте детей, борьбе против беспробудной темной жизни земляков. Вклад Ивана Штыгашева в просветительскую деятельность коренного народа велик.

В 1889 году Штыгашев был возведен в сан дьякона, затем священника и рукоположен в Богоявленскую церковь Кондомского прихода. Плодотворная миссионерская деятельность продолжалась пять лет. Он рассказал о ней в «Записках Кондомского Миссионерского священника И. Штыгашева за 1894 год», опубликованных в Томских Епархильных Ведомостях. Ивана Матвеевича вдохновляла на благие дела православная вера, труд миссионера и жертвенное служение Богу и людям.

В 1905 году отец Иоанн возвращается в Матур, в образованный Матурский церковный приход, самый отдалённый стан Алтайской духовной миссии. В 1906 году им были написаны записки «Поездка Преосвященного Иннокентия, епископа Бийского на Матур», опубликованные в Томских епархиальных ведомостях и Православном Благовестнике.

В 1906 году отец Иоанн начинает строительство новой церкви на сухом и возвышенном месте (где сейчас находится здание бывшего сельского Дома Культуры). Завершилось строительство в 1909 году. Освящение церкви состоялось в июне, а в октябре она сгорела, от такого горя отец Иоанн слёг и полгода болел. В 1912 г. церковь была вновь выстроена и освящена во имя Святой Живоначальной Троицы.

В 1913 году отец Иоанн был отправлен с миссионерской целью в Урянхайский край. По итогам поездки им были опубликованы записки «Поездка Матурского священника в Урянхайский край в 1913 году». Путешествие описано с присущей автору правдивостью, наблюдательностью, авторскими выводами. Записки были переизданы Алексеем Гладышевским в 2006 году.

Продолжавшееся более полутора месяцев путешествие в Урянхай сильно подорвало не крепкое здоровье отца Иоанна: чахотка и ревматизм прогрессировали, приносили мучительные страдания. 13 ноября 1915 года патриот великой России скончался, и был похоронен в Матуре, у церкви.

У отца Иоанна и его жены - таштыпской казачки Пелагеи Петровны Зыряновой было семеро детей. За годы своей миссионерской деятельности отец Иоанн обратил в христианскую веру около девятисот человек. Проявление усердия его не осталось не замеченным со стороны духовенства. В январе 1898 года он был награждён набедренником (часть облачения священника, которая носится на длинной ленте у бедра), 5 марта 1899 награжден орденом «Святой Анны» третьей степени, в марте 1902 года - скуфией (скуфия - головной убор из бархата, даётся как награда).

После революции 1917 года, Иоанн Штыгашев остался на долгие годы забытым. Впервые о нём современный читатель узнал из книги «Из духовного наследия алтайских миссионеров», изданной в 1989 году в Новосибирске. Там названы имена самых выдающихся миссионеров Алтайской миссии и среди них и Иоанна Штыгашева. Такова краткая история жизни и деятельности миссионера, просветителя, писателя Ивана Матвеевича Штыгашева, внесшего значительный вклад в дело просвещения Алтая, Шории и Хакасии.

Мы в соц. сетях

Группа в ВКонтакте

Группа в Однокласниках

75 лет Победы в Великой Отечественной Войне

Праздники России

Согласие на обработку персональных данных

Мы используем cookie.

Когда вы посещаете данный сайт, МБУК «Таштыпская межпоселенческая библиотечная система» может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве и обеспечивают более эффективную работу сайта.

МБУК «Таштыпская межпоселенческая библиотечная система» для сбора статистики использует подсистему «Цифровая культура». На основе этих данных мы делаем наш сайт лучше и эффективнее для пользователей. Продолжая пользоваться этим сайтом, Вы соглашаетесь на использование cookie и обработку данных в соответствии с Положением о защите персональных данных. Если вы не хотите использовать cookie, вы можете отключить их в настройках безопасности вашего браузера. Отключение cookie следует выполнить для каждого браузера и устройства, с помощью которого осуществляется вход на сайт. Обратите внимание, что в случае, если использование сайтом cookie-файлов отключено, некоторые возможности и услуги сайта могут быть недоступны.

Согласие на обработку персональных данных посетителей сайта.

Настоящим, свободно, своей волей и в своем интересе выражаю свое согласие tashtyp-lib.ru (далее – Оператор) на автоматизированную обработку моих персональных данных в соответствии со следующим перечнем персональных данных:

Для целей сбора статистики о посетителях сайта. Оператор вправе осуществлять обработку моих персональных данных следующими способами: сбор, систематизация, накопление, хранение, обновление, изменение, использование. Оператор может обрабатывать файлы cookie самостоятельно или с привлечением иных сервисов.

Настоящее согласие вступает в силу с момента моего перехода на сайт Оператора и действует до момента его отзыва.

Согласие на обработку персональных данных может быть отозвано мною путем письменного уведомления по юридическому адресу Оператора об этом не менее чем за один месяц до даты фактического прекращения обработки моих персональных данных Оператором.

Юридический адрес Оператора: 655740 Республика Хакасия, Таштыпский район, село Таштып, ул.Ленина,37 - Муниципальное бюджетное учреждение культуры «Таштыпская межпоселенческая библиотечная система»