Максим Карамашев

Наша речка*

Мы её называем «нашей»,
И в сердцах она с детских лет,
И пейзаж только ею украшен,
Отражается бликами свет.

У реки интересное имя,
Три деревни пронзает она,
И река называется Имек,
И такая на свете одна.

Начинается в горных вершинах,
Ручейком у окраин тайги,
Пробивает извилистый, длинный
Путь до главной - Таштыпа- реки.

Через лес, через горные кручи,
А потом вдоль покосов, полей,
Она многому в жизни научит,
Если рядом поселишься с ней.

Много рек на планете известных,
Ты лишь карту и глобус открой,
Но лишь Имеком занято сердце,
Нашей с детства любимой рекой.

Максим Карамашев

ЛЕГЕНДА - БЫЛЬ

Любознательный и весёлый ручеёкДавным – давно в глухой таёжной чаще, среди высоких деревьев забил маленький прозрачный ключик, своей водой заполнивший окрестность. Вскоре воде стало тесно, и она ручейками стала разбегаться по таёжным тропам. А один из них, самый любознательный и весёлый захотел увидеть, как садится солнышко за гору, как оно по утрам поднимается по небосводу, узнать, где берёт начало разноцветная радуга. Так постепенно, преодолевая всевозможные препятствия на своём пути, с большим упорством продвигаясь вперёд, оставлял за собой небольшое русло чистой прохладной воды.

Добежав до небольшого селения Верхний Имек, чему очень обрадовались жители, пожил у них немного и помчался дальше.

На его пути встретилось большое село Имек. Погостил ручеёк у имекцев и продолжил свой путь, но вскоре заблудился…Зато встретил прекрасную речушку Харойку. Крепко обнявшись от радости, они устремились вниз по щебню, песку, камням к селению Нижний Имек.

Здесь на небольшой поляне повстречался ручеёк с одним ключиком, который поведал ему, что за деревней Нижний Имек протекает большая, глубоководная река Таштып. Теперь уже ничто не смогло бы остановить бег нашего отважного первопроходца! А там, где он пробегал, зазеленела трава, расцвели цветы, появились деревья, кустарники.

Цветы
Цветы

Животные в жаркий день приходили утолить жажду.

Люди же с благодарностью смотрели вслед убегающему ручейку, оставляющему за собой небольшую речку, которую назвали Имек.

**В некоторых тюркских языках, например, в казахском, встречается слово «ИБИГ» - (имек) и имеет значение – согнутый, изогнутый. Очевидно, что в основе мотива номинации лежит характер объекта, т.е. особенность русла реки, протяжённость которого по территории Имекского сельсовета составляет 25км по пересечённому рельефу подтаёжной зоны. Исток реки находится в Аскизском районе, на территории Имекского сельсовета - в 4 км. от деревни Верхний Имек, на границе районов. Именно в этом месте много лет назад жил шаман-целитель Паятка, который  здесь же похоронил своего сына. А впадает за деревней Нижний Имек в реку Таштып. Течёт с северо-запада на юго-восток: 10 километров – Верхний Имек, 10 километров – Имек, 5 километров – Нижний Имек. Питание реки: подземные, снеговые, дождевые воды, несколько ключей, левый приток - речушка Харойка. Уровень воды зависит от количества осадков: практически не приносит неудобств разливами, но в 2000 году  вода поднялась примерно метра на три, а ширина разлива была с  километр, вода шла бурным потоком, подошла к огородам жителей ул. Ленина и унесла заборы. Глубина реки на разных участках может значительно разниться: местами 10-20-30см, а есть впадины или прибрежные участки глубиной до 1 м, ширина в некоторых местах может достигать 6-7 метров, есть отмели. Течение спокойное, т.к. от Верхнего Имека до Нижнего Имека русло проложено по равнине.

Судьба людей и реки неразрывно связаны между собой с момента организации колхозов и ферм совхоза. Между Имеком и Верхним Имеком была построена мельница Воронцова, на которой мололи зерно, а из муки пекли хлеб. Ниже д. Нижний Имек так же была мельница, работа которых зависела от уровня воды в реке. Представители мужского рода рыбачат, вылавливая ельца, пескарей, хариуса, усача (саглака), по весне на икромёт заходит линок.

Особенно выручала река в период войны: кроме рыбы жители по её берегам собирали смородину, черёмуху, в пойме росли кислятник, щавель, пучка и другие съедобные травы. По берегам реки были покосы жителей – не было ни клочка земли, который бы не выкашивался (территория покосов закреплялась за хозяевами сельсоветом). Старались ближе к речке садить огороды, особенно урожайной была капуста, сеяли так же лён,который потом обрабатывали - ломали, вымачивали, отбеливали, а потом пряли и на ткацких станках получали полотно, из которого шили юбки, пиджаки и т.д.

рушник сотканный из льна
На этой фотографии рушник, сотканный из льна и вышитый руками Пузиковой Марии Андреевны, бабушки Шияновой Надежды Михайловны. Рушник был подарен бабушкой Надежде Михайловне в день свадьбы в 1959 году, а вышит в 1948 году. Живёт в семье как реликвия, передаётся из поколения в поколение.

В 1963-64 годах в пойме рекибыла прорыта канава от русла для подачи воды на сад и огород. В саду выращивалась ранетка, которую совхоз «Таштыпский» сдавал на Абаканский винный завод. Но со временем, в силу сложившихся обстоятельств, завод не стал принимать её.

Многие женщины села работали на совхозном огороде. Работу возглавлял агроном совхоза Саннэ Генрих Генрихович (в народе Андрей Андреевич) и бригадиры. Эту должность всегда занимала женщина, вместе со всеми работавшая в бригаде. В саду,рядом с огородом, были возведены 2 избушки: в той, что была поменьше, хранился инвентарь и находился сторож, а в другой были большие окна – здесь женщины занимались рассадой. Весной с фермы работницы привозили много навоза  для парников. Вся работа делалась вручную, погрузчиков не было.Выращивали картофель, капусту, лук, огурцы, морковь, помидоры и другие овощи, которые сдавались на склад совхоза, в совхозную столовую, продавались на сторону целыми машинами, пополняя совхозную казну. Помидоры выращивались в таком количестве и очевидцы утверждают, что они лежали целыми горами. Поливали из канавы, отведённой от реки: где ковшами из вёдер или прорывали в земле небольшие канавки и вода перенаправлялась в нужное направление. Позже стали использовать насосы.

Имек Май 1966 годjpgНа фотографии: 1-й ряд слева направо – Якоцуц Раиса Яковлевна –старшая рабочая сада (бригадир, проработала в этой должности с 15.03. 1967 по 23.09.1971г., так же в этой должности работала Дементьева Агния Ионовна),Медведева Зинаида Георгиевна, Кичеева Тамара Николаевна.

2-й ряд: неизвестна, Станкунова Лидия Сергеевна, Гордеева Полина Константиновна, Саннэ (Можарова) Валентина Андреевна, Фёдорова Светлана Викторовна, Чудогашева Александра Алексеевна, Мешкова Валентина. Слева стоит Ивлева Галина Сергеевна, справа стоит - неизвестна.

Карамашева Александра Васильевна МаерковаСвоими воспоминаниями поделилась Карамашева Александра Васильевна (Маеркова): «В летний период здесь работали учащиеся школы, помогая поливать, пропалывать, прореживать растения. Бухгалтерией составлялись наряды на оплату работы. Зарабатывали себе на школьные формы, учебные принадлежности, хватало и на сладости. Платили нам хорошо: мы и наши родители были довольны. Старшие нас опекали, показывали, подсказывали. Обедать садились все вместе, одним кругом, выкладывая на общий стол всё, что приносили из дома. Во время обеденного перерывауспевали бегать на речку, которая была совсем рядом, т.к. её водой и поливали растения. В жаркие дни это было такое удовольствие – поплескаться, умыться, порыбачить в баночки, в которых специально вырезались дырочки. Снаряжение нехитрое, а рыбка –то ловилась, можно было и уху сварить. Ещё помню, что женщины часто пели. Голоса сильные, красивые – сердце замирало. В бригаде царил дух взаимовыручки, уважительного отношения друг к другу, каждый старался работать на совесть. С удовольствием вспоминаю речку, работу на огороде во времена моей теперь уже давней молодости».

Работники столовой готовили еду для механизаторов в весенне-осенний период, которая стоила очень дёшево. Женщины-животноводы, приезжая летом или осенью на выходные с выпасов, выписывали через бухгалтерию овощи по дешёвой цене в таком количестве, которое им было нужно. Домохозяйки, которые по разным причинам не приготовили еду дома, могли купить в столовой  первое, второе блюдо – это было не обременительно для семейного бюджета. Некоторые жители села специально приходили поесть в довольно просторную столовую.

Пошла весенняя водаjpgПошла весенняя вода.

Речка – любимое место детворы летом: почти с утра и до позднего вечера слышен смех, крики, что-то кашеварят, у костра греются. Постоянно возводят плотину, чтобы место для купания было глубже. Сейчас не увидишь катающихся на коньках детей, а в 1960-2010 годы всё село выходило покататься на «Снегурках», «Дутышах», которые закреплялись на валенки дратвой. Мальчишки ухитрялись сделать «карусель»: замораживали столб, привязывали санки, а столб как-то вращался! Были моменты, когда маленькие могли наглотаться воды, а одного мальчика его брат Василий едва успел вытащить за волосы. В это же самое время у девочек было занятие – намазать от всей души грязью мостик через речку, а потом смывать эту грязь, такое повторялось изо дня в день, не надоедало.

Взрослые ежегодно «атаковали» речку на христианский праздник  Крещение. Днём подготавливали подход к реке, а после 12 часов ночи компаниями, поодиночке, пешком, на  машинах, с банками, вёдрами, флягами  набирали воду. Здесь же молодые мужчины обливали себя водой, чем вызывали зависть и восторг односельчан.  Движение к реке продолжалось всю ночь, сопровождаемое  дружным лаем деревенских собак. Не могу утверждать, помогала или нет набранная вода здоровью людей и скотины, но заряд бодрости, полученный в эту ночь походом к реке, точно играл положительную роль.

Плотин на реке нет, а запруды, сделанные  летом  ребятами,благополучно исчезают, а вот те, что делают поселившиеся лет 10 назад на реке бобры, приходится растаскивать рыбакам, т.к. препятствуют продвижению рыбы в верховья реки. Кроме бобров были замечены  зайцы, лисы, ондатры. Из птиц летают куропатки, утки, журавли, весной токуют тетерева.

Осеняя рекаОсенью от разнообразия красок захватывает дух. Столько богатства, пышности, великолепия, особенно в ясные дни, когда голубое небо!
ВербаА вот вербе надо готовиться к худшему варианту: впереди Вербное воскресение, потянутся к реке жители, и нет никакой гарантии, что она не окажется в чьём-нибудь доме….

Река нуждается в защите человека: в 2001 году самовольно пытались нарушить береговую линию в районе села техникой – был уничтожен кустарник на берегу и травяной покров на площади 120 квадратных метров. В воду загнали погрузчик, которым собирались грузить в самосвал синюю глину.В то время её рекламировали как панацею от всех болезней. Отстояли реку.

Были моменты, когда «хватали за руку» сельчан, пытавшихся бросать в воду пустую тару, принесённую в авоськах (бутылки из-под водки, пива, одеколона).

Бытовые стоки в реку исключены, т.к. в селе есть тольководопровод  для питьевой воды. В настоящее время у многих пробурены скважины. За последние 10 лет  в домах появились ванны, душ, но использованная вода  выкачивается работниками ЖКХ, в реку не выливается. До прокладки водопровода (70-е годы 19 века) жители брали воду из реки для бытовых нужд. Круглый год полоскали бельё на специально сделанных мостках. Зимой гоняли на реку поить скот: это было ещё то зрелище! Скота держали в каждом хозяйстве много, вот и тянулась к реке целый день эта живность. А для сопровождающих своих питомцев река была местом, где можно было обсудить свежие деревенские новости, все с удовольствием ходили на водопой.

Проводится работа среди населения о бережном отношении к воде, об экологии, но находятся ещё такие, кто может оставлять на берегах пакеты, бутылки, консервные банки и т.д., водители без зазрения совести могут мыть машину, загнав её в реку, «хитрые» хозяева не хотят пасти скот в общественном стаде, которое пасётся за несколько километров от села, где есть водопой.А вот безнадзорный скот (коровы, кони, овцы,козы) целыми сутками обитает в районе реки, летом коровы часами стоят в воде, спасаясь таким образом от жары. Это же делают животные и из организованного стада в д. Нижний Имек.

Вот здесь возникает какое-то двоякое отношение: да, река загрязняется, это плохо, но как выживать сельчанину? Выкарабкиваются только за счёт подсобного хозяйства – учат детей, покупают технику, строятся, на зарплаты такое не потянуть.

Неравнодушные жители организуют сбор бытового мусора по берегам реки – выходили работники детского садика «Колосок», школьники Имекской СОШ, организовывала ребят на такую работу и библиотекарь сельской библиотеки. Постоянно эта тема звучит на сходах граждан села, по местному радио, пишут и в районной газете «Земля Таштыпская».

Коллектив детского сада КолосокКоллектив детского сада «Колосок» после сбора бытового мусора по берегам реки Имек.

Слева направо: Белугина Татьяна,Рейфшнейдер Людмила,Рехлова Татьяна, Миягашева Юлия,Боргоякова Елена,Куюкова Наталья, Карамашева Надежда, сидит Кизесова Александра, за ней стоит Кузнецова Нина,Кастаева Марина, Тарасова Татьяна.

По течению реки возведены 3 моста: у деревни Верхний Имек вместо отслужившего свой срок моста в 2008 году в торжественной обстановке был сдан в эксплуатацию новый, возведением которого занималось Таштыпское ДРСУ.газетная вырезка

Иногда, небольшие потрясения испытывает во время половодья мост деревни Нижний Имек: спокойная, казалось бы, речушка преподносит сюрпризы - забивается льдом пропускной створ моста, уровень воды поднимается, затапливает местность, а поток устремляется через мост, не давая людям одного берега переходить на другой. В это время происходит подмыв моста, который позже устраняется.

Совсем уж основательно выглядит мост с. Имек, расположенный на международной трассе Абакан – Ак-Довурак, по которому идёт нескончаемый поток машин, особенно в августе месяце, когда жители республики устремляются в тайгу за грибами, ягодами. Вечером трасса выглядит одной светлой линией, а гул машин просто не прекращается.мост с. Имек

В 1955 году по левой стороне моста располагалось поселение, называемое в народе «Дорстроем», жители которого занимались обслуживанием дороги, примерно, как сейчас ДРСУ. Поселением назвать можно с натяжкой т.к. было всего – то 2 дома. Дорога была шоссейная, мост был бревенчатым и не возвышался так над рекой, как современный. В хозяйстве имелся грейдер, гусеничный трактор, которые  работали в полную мощь: зимы тогда очень часто были снежными, за ночь могло столько надуть снега в этот лог, что дорогу переметало и движение останавливалось.Приходилось и по ночам вытаскивать машины на обслуживаемом участке Таштып - Нижняя Тёя. Это поселение не относилось к совхозу «Таштыпский», хотя жителям оказывалась медицинская помощь, отоваривались в магазинах Имека, дети учились в Имекской школе, все посещали клуб и библиотеку. Возле каждого дома был огород, в котором выращивались овощи. С поливом проблем не возникало, благо, что поселение было на берегу реки. С приходом дорожной организации в районном центре, отпала необходимость в данном дорожном участке, который постепенно самоуничтожился (примерно к 1970 году). Сейчас же о «Дорстрое» помнят только старожилы и бывшие жители поселения.

Много разных есть чудес:
Небосвод такой вот синий
И цветы, грибы и лес,
А впридачу – речка Имек.
Не широка, не глубока -
Знай себе течёт – течёт,
Но её у нас все любят,
Ей одной такой почёт!
Любят взрослые и дети,
Любят птицы и зверьё.
За неё МЫ ВСЕ в ответе,
мы В ОТВЕТЕ за неё!

И. Тоданова

*Максим Карамашев написал стихотворение по личной просьбе составителя для данной публикации 12 ноября 2020 года.

**Сунчугашев, Р. Что в имени тебе моём? : [о двуязычных названиях населённых пунктов Таштып. р-на] / Р. Сунчугашев // Хакасия. - 2019. - 24 янв.. - C. 28.- (Топонимика Хакасии)

PDF версия.

Автор - И.В. Тоданова (Карамашева), Имек, ноябрь 2020г.

Мы в соц. сетях

Группа в ВКонтакте

Группа в Однокласниках

75 лет Победы в Великой Отечественной Войне

Праздники России

Согласие на обработку персональных данных

Мы используем cookie.

Когда вы посещаете данный сайт, МБУК «Таштыпская межпоселенческая библиотечная система» может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве и обеспечивают более эффективную работу сайта.

МБУК «Таштыпская межпоселенческая библиотечная система» для сбора статистики использует подсистему «Цифровая культура». На основе этих данных мы делаем наш сайт лучше и эффективнее для пользователей. Продолжая пользоваться этим сайтом, Вы соглашаетесь на использование cookie и обработку данных в соответствии с Положением о защите персональных данных. Если вы не хотите использовать cookie, вы можете отключить их в настройках безопасности вашего браузера. Отключение cookie следует выполнить для каждого браузера и устройства, с помощью которого осуществляется вход на сайт. Обратите внимание, что в случае, если использование сайтом cookie-файлов отключено, некоторые возможности и услуги сайта могут быть недоступны.

Согласие на обработку персональных данных посетителей сайта.

Настоящим, свободно, своей волей и в своем интересе выражаю свое согласие tashtyp-lib.ru (далее – Оператор) на автоматизированную обработку моих персональных данных в соответствии со следующим перечнем персональных данных:

Для целей сбора статистики о посетителях сайта. Оператор вправе осуществлять обработку моих персональных данных следующими способами: сбор, систематизация, накопление, хранение, обновление, изменение, использование. Оператор может обрабатывать файлы cookie самостоятельно или с привлечением иных сервисов.

Настоящее согласие вступает в силу с момента моего перехода на сайт Оператора и действует до момента его отзыва.

Согласие на обработку персональных данных может быть отозвано мною путем письменного уведомления по юридическому адресу Оператора об этом не менее чем за один месяц до даты фактического прекращения обработки моих персональных данных Оператором.

Юридический адрес Оператора: 655740 Республика Хакасия, Таштыпский район, село Таштып, ул.Ленина,37 - Муниципальное бюджетное учреждение культуры «Таштыпская межпоселенческая библиотечная система»