Присоединение и освоение Сибири были начаты с 1581 г. при Московском царе Иоанне Грозном, который под влиянием просветительных идей свт. Макария, митрополита Московского, преследовал цель покорить восточные пределы не столько силой оружия, сколько благодатной силой христианского просвещения. Православные русские миссионеры продвигались на вновь осваиваемые Российским государством территории в Сибири вместе с продвижением на них русского военного и гражданского населения. Строились остроги-крепости и в них – часовни, а затем церкви. Образовывались деревни, и на несколько деревень строилась церковь.

На территории Таштыпского района первым православным культовым зданием, вероятно, является часовня Арбатского караула (возведена в 1750-е гг.), куда для службы периодически приглашали священников. К началу XX в. действовали следующие церковные приходы: Таштыпский (в 1833 г. выделился из Аскизского прихода), Больше-Сейский (выделился из Усть-Есинского прихода в 1915 г. Церковь в с. Больше-Сейском, построена на средства графини Игнатьевой Софьи Сергеевны в 1910 г.) и Матурский. Два первых прихода относились к Минусинскому уезду Енисейской губернии, а последний – к Кузнецкому уезду Томской губернии.

С 1810 по 1829 гг. в Таштыпском форпосте функционировала небольшая деревянная церковь, а в 1834 г. уже в селе Таштып была построена большая каменная церковь во имя Рождества Христова. Первое упоминание в архивных документах о строительстве каменной церкви в Таштыпском приходе относится к 1 июня 1828 года. К концу 1834 года строительство церкви и дома для священника было закончено. Официальное её освящение и начало богослужений началось в 1835 году, с присвоением ей Красноярским духовным управлением официального звания «Таштыпская Христорождественская церковь во имя святых первоверховных апостолов Петра и Павла». Размером она была небольшая, где–то 20 метров в длину, 10 метров в ширину. Белокаменная. У неё было два купола, окрашенных зелёной краской, на куполах были кресты, покрытые позолотой. Ставни окон железные, закрывались коваными засовами. Церковь была огорожена кирпичной оградкой, примерно с метр высотой, а сверху кирпича были вмонтированы фигурные чугунные прутья, заострённые вверху, как пики. За церковью стоял дом отца Василия. С западной стороны стояли большие железные ворота, которые открывались только по великим божественным праздникам. Церковные колокола звонили каждое воскресенье, в Пасху же – беспрерывно. После революции в советское время начались гонения на церковь. Служения в церкви прекратились в 1935 году. А в 1945 году по распоряжению первого секретаря РК КПСС Солдатова церковь была взорвана. Колокол был передан в пожарную часть. Останки стен были вывезены в овраг, находившийся около здания бывшей центральной котельной.

церковь Рождества Таштып

Лишь в конце ХХ века на территории села начала действовать в отдельном приспособленном здании, внешне выделенном главкой, церковь Рождества Христова. Официально приход в Таштыпе был зарегистрирован в 1996 году.

церковь рождества христова таштып

На месте разрушенного храма построили храм-часовню Воздвижения Креста Господня. Она освящена 14 августа 2014 года в день праздника Происхождения (изнесения) Честных Древ Животворящего Креста Господня. Православную церемонию провёл Архиепископ Абаканский и Хакасский Ионафан.

Часовня с Таштып

В селе Матур есть Храм в честь священномученика Амфилохия, епископа Енисейского. 29 сентября 2019 года, Преосвященный Ионафан, архиепископ Абаканский и Хакасский, совершил чин великого освящения храма в честь священномученика Амфилохия, епископа Енисейского.

МАтур церковь

За историю села Матур это уже четвёртое церковное здание. Сейчас возвели новую деревянную церковь, как дань памяти просветителю, миссионеру и священнослужителю - Иоанну Штыгашеву. В 1888 году, на средства таштыпского второй гильдии купца Д.И. Иванова построен первый, небольшой, храм во имя Великомученника Дмитрия Солунского. В июне 1909 года был построен новый, больший по размеру храм, но в октябре сгорел из-за неисправности печной трубы. Петербургский купец, М.Д. Усов прочитав, в «Православном Благовестнике» о сгоревшей новой церкви и о последовавшей с горя, болезни священника, восстановил сгоревший храм в Матуре. Третья церковь была построена в 1913 году. Храм был освящён во имя Святой Живоначальной Троицы, службы в котором, продолжались до 1935 года. Иван Матвеевич Штыгашев писал о ней так: «Длина с папертью 30 аршин, ширина в самом храме 12 аршин, пристройка 6-8 аршин, алтарь полукруглый в диаметре 7 аршин, окна без малого 3 аршина с полуциркульными верхами, вышина с осьмириком 40 рядов, колокольня 23 аршина, осьмирик в диаметре 6 аршин, с 4 окнами в 1 1/2 аршины. Осьмирик и колокольня крыты железом и выкрашены зелёной краской. Алтарь осьмирик и пристройка внутри подшиты тесом».

В 1911 году в семи верстах от Матура по благословению архиепископа Макария был основан Иверский женский монастырь, в честь иконы Божьей Матери Иверской. Возглавила женскую обитель, где проживало 17 монахинь, рясофорная послушница Томского Иоанно-Предтеченского монастыря Анна Ямова. На освящении монастыря 23 июня 1913 года прибыл епископ Томский и Алтайский Мефодий.

В 1926 году Иверская женская община был закрыта. Часть его монахинь переселилась в улус Анжуль Таштыпского района, у одной из них там имелся дом, и образовали нелегальный монастырь. В течение трёх лет Амфилохий, в миру Александр Яковлевич Скворцов, возглавлял Анжульскую монастырскую общину. Святитель Амфилохий (Скворцов), живя в монашеской общине в тайге с 1928 г., в апреле 1931 г. по необоснованному обвинению в проведении антисоветской агитации был арестован и заключён в тюрьму при Минусинской исправительно-трудовой колонии. Вместе с ним были арестованы священник и все насельницы монашеской общины, за исключением монахини Варвары (Цевелевой), которой удалось бежать. В ноябре 1931 г. епископ Амфилохий был приговорён к пяти годам заключения в концлагере, а монахини - к пяти годам ссылки в Восточную Сибирь. В сентябре 1937 г. по окончании срока заключения тройка НКВД приговорила святителя к расстрелу. Приговор был приведён в октябре того же года.

В селе Арбаты воздвигнут храм силами местных жителей и благотворителями Виталием Чучалиным и родом Сипкиных. 30 октября 2016 года Преосвященный Ионафан, архиепископ Абаканский и Хакасский, совершил освящения нового храма святой Матроны.

церковь Арбтаты

9 января 2009 г., Преосвященный епископ Абаканский и Кызылский Ионафан совершил малое освящение храма в с. Малые Арбаты. Храм, устроенный в просторном деревянном доме, наименован в честь иконы Божией Матери «Спорительница хлебов».

В настоящее время в селе Чиланы продолжается строительство часовни. Стройка началась по инициативе местных жителей и ведётся на благотворительные средства.

Литература

Бурнаков, А.А. Религиозная ситуация в Таштыпском районе в начале XX века // Народы и культуры Саяно-Алтая и сопредельных территорий. Материалы III Международной научной конференции (26-28 октября 2016 г.). 2016. - С. 73-76.

Гладышевский, А.Н. К истории христианства в Хакасии / А.Н. Гладышевский. - Абакан: Б.и., 2004. - 136 с.

Епископ Амфилохий // Аал Анжуль / В.П. Шулбаев. - Абакан: Хакасское книжное издательство, 2010. – С.224-230.

Захаров, М.П. Строительство в Таштыпе каменной церкви. 1831-1835 годы // Страницы истории земли Таштыпской: 300-летию добровольного вхождения Хакасии в состав Российского государства посвящается... (1707-2007 гг.) - Абакан: [б. и.], 2006. – С.16 -18.

Астанина, Л. Из глубины души и в самое небо: [Воздвижение купола и креста на Матурский храм] / Любовь Астанина // Земля Таштыпская. - 2016. - 21 окт. (№ 93). - C.3.

Варакина, Г. Звон колокола полезен для человека: [о храме с. Арбаты] / Г. Варакина // Земля Таштыпская. - 2019. - 18 окт. (№ 46). - C.20. - (Жизнь православных)     

Дубровин, А. В Год Ивана Штыгашева: [о начале строительства часовни в с. Матур] / А. Дубровин // Хакасия. - 2015. - 23 сентября. - C.5.

Захаров, М. Стояла церковь... [в Таштыпе] // Хакасия. - 2001. - 17 апр. 

Ковалева, Н. Дорога к храму длиной в 95 лет / [В с. Матур освящён храм] / Н. Ковалева // Земля Таштыпская. - 2019. - 4 окт. (№ 44). - C.18. - (Эхо события)

Ковалева, Н. Золото снесённых куполов: [история церкви с. Большая Сея] / Н. Ковалева // Земля Таштыпская. - 2020. - 6 ноября (№ 43). - C.18. - (К 100-летию сельсоветов)

Ковалева, Н. Есть родина, есть Бог...: [о строительстве Храма Блаженной Матроны Московской в с. Арбаты] / Н. Ковалева // Земля Таштыпская. - 2015. - 13 ноября (№ 97). - C.4.

Ковалева, Н. По промыслу Божию: [о строительстве нового храма-часовни в селе Таштып] / Н. Ковалева // Земля Таштыпская. - 2014. - 5 сентября (№ 82). - C.1,3.   

Ковалева, Н. Спасибо за часовню: [о строительстве храма в селе Чиланы] / Н. Ковалева // Земля Таштыпская. - 2021. - 13 августа (№ 32). - C.17. - (В Бутрахтинском сельсовете)

Лукашевская, З. Церковь имени Матроны Московской: [освящение церкви в с. Арбаты] / Зоя Лукашевская // Земля Таштыпская. - 2016. - 1 ноября (№ 96). - C.2. - (События)

История Православия на территории Хакасии и Тувы (краткий очерк). – Текст: электронный // Русская православная церковь, Абаканская епархия: официальный сайт. – URL: https://abakan-eparchy.ru/history/ (дата обращения: 14.03.2024).

Согласие на обработку персональных данных

Мы используем cookie.

Когда вы посещаете данный сайт, МБУК «Таштыпская межпоселенческая библиотечная система» может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве и обеспечивают более эффективную работу сайта.

МБУК «Таштыпская межпоселенческая библиотечная система» для сбора статистики использует подсистему «Цифровая культура». На основе этих данных мы делаем наш сайт лучше и эффективнее для пользователей. Продолжая пользоваться этим сайтом, Вы соглашаетесь на использование cookie и обработку данных в соответствии с Положением о защите персональных данных. Если вы не хотите использовать cookie, вы можете отключить их в настройках безопасности вашего браузера. Отключение cookie следует выполнить для каждого браузера и устройства, с помощью которого осуществляется вход на сайт. Обратите внимание, что в случае, если использование сайтом cookie-файлов отключено, некоторые возможности и услуги сайта могут быть недоступны.

Согласие на обработку персональных данных посетителей сайта.

Настоящим, свободно, своей волей и в своем интересе выражаю свое согласие tashtyp-lib.ru (далее – Оператор) на автоматизированную обработку моих персональных данных в соответствии со следующим перечнем персональных данных:

Для целей сбора статистики о посетителях сайта. Оператор вправе осуществлять обработку моих персональных данных следующими способами: сбор, систематизация, накопление, хранение, обновление, изменение, использование. Оператор может обрабатывать файлы cookie самостоятельно или с привлечением иных сервисов.

Настоящее согласие вступает в силу с момента моего перехода на сайт Оператора и действует до момента его отзыва.

Согласие на обработку персональных данных может быть отозвано мною путем письменного уведомления по юридическому адресу Оператора об этом не менее чем за один месяц до даты фактического прекращения обработки моих персональных данных Оператором.

Юридический адрес Оператора: 655740 Республика Хакасия, Таштыпский район, село Таштып, ул.Ленина,37 - Муниципальное бюджетное учреждение культуры «Таштыпская межпоселенческая библиотечная система»