Для начала просмотра выберите выставку из списка и нажмите на изображение
В Минусинской котловине, как на материнских ладонях, располагается республика Хакасия — загадочная и неповторимая, где небеса так недалеки от земли, горные духи могут говорить с человеком, камни — помогать людям, а рисунки на скалах иллюстрируют исторические события.
Республика Хакасия невелика по размеру, но на ее территории расположены около 30-ти тысяч памятников истории.
Малоарбатская писаница
Малоарбатская писаница расположена в Хакасии, в горах Западного Саяна, в 6,4 километрах от села Малые Арбаты в Таштыпском районе, вверх по течению реки Малые Арбаты, на правом берегу, на скале Писанец. Для этого памятника зафиксировано несколько хакасских названий, связанных с нанесенными здесь рисунками: Пизелиг хайа (Скала с рисунками) Печиг хайа (Писаная скала), Чигират хайа (Игреневая лошадь-скала).
Малоарбатская писаница была открыта в середине XIX века Иваном Корниловым.
Протяженность обращенного на юг скального участка с рисунками составляет около 25 метров.
Изображения писаницы нанесены на высоте около 2 метров красной краской (охрой).
Изображения Малоарбатской писаницы по тематике, стилю, цвету краски, сохранности можно разделить на 2 группы:
- антропоморфные лики: 25 изображений, датируемых эпохой ранней бронзы (конец III – начало II тысячелетия до н.э.).
- зооморфные изображения, различные знаки – тамги: 56 изображений (XVII–XIX века).
Легенды о Малоарбатской писанице:
Существует много легенд, связанных с Малоарбатской писаницей.
Раньше охотники обязательно вечерами рассказывали духам сказки, пели песни, чтобы попросить удачи в тайге. Особенно любил их послушать Хан – змей, хозяин тайги, покровитель всех диких животных. Он мог принять человеческий облик, или превратиться в огромного змея. Если люди поступали неправильно, злили Хана – змея, то он мог вызвать разрушительный ураган, вырывая с корнями огромные деревья, отогнать от охотника добычу. Но если сказки и песни ему нравились, то в награду исполнителю хозяин тайги отправлял свой «скот» - лосей, маралов и других животных.
А еще говорят, что в давние времена ехал мимо скалы один славный богатырь на игреневом, т.е. рыжем коне. Когда же он подъехал к ней близко, тавро с крупа коня чудесным образом перенеслось на камень и навеки там осталось. А вскоре и другие люди стали приходить к чудесному месту и оставлять свои тамги. Скалой Рыжего коня (по-хакасски Чигират Хайя) называют Малоарбатскую писаницу.
В давние времена в долине Таштыпа, возле местности Тарбаган стояла скала Пизелиг Хайа, на которой охрой были нарисованы тамги. Рисовал их не человек, а горные духи. Когда охотник отправлялся в тайгу на охоту и проезжал мимо Пизелиг Хайа, его родовой знак – тамга – отпечатывался на скале. На закате, в красный вечер, нельзя было находиться рядом со священной скалой - горные духи бросали в нарушителя покоя камни. Если человек находился возле нее днем, то он не должен был называть чье-либо имя, чтобы не навлечь на него беду, не сглазить. У скалы обязательно спрашивали разрешение на проезд по идущей рядом дороге, кропили вином.
В Тарбаганах жили старик со старухой. Они были бедняками, ели холодную пищу, носили одежду без украшений. Однажды старик пошел за дровами и срубил дерево напротив скалы Пизелиг Хайа. Еле-еле дотащил он дерево до дома. Оказалось, что оно приносит счастье. Старик со старухой прямо таки утонули в богатстве. Но вскоре они стали презрительно относиться к другим людям, стали унижать бедняков. Из-за этого Пизелиг Хайа их прокляла. Старик со старухой стали заикаться и не смогли разговаривать с людьми.
Улуг Хуртуях Тас: «Каменная бабушка»
Анхаковский музей-заповедник, единственным экспонатом которого является каменное изваяние древней Окуневской культуры — «каменная бабушка» Улуг Хуртуях Тас.
В переводе на русский язык звучит молитва, с которой бездетные женщины издавна обращались к Хуртуях Тас:
Наша белая каменная мать,
Все звери имеют детей,
Все птицы имеют детей,
Все рыбы имеют детей,
У всех людей есть дети,
У меня одной нет ребенка,
Помоги мне стать матерью.
Хуртуях Тас считается хранительницей материнства, дарящей женщинам детей. До сих пор, как и в древние времена, к ней приходят бездетные женщины с дарами и особыми словами.
Легенда о Хуртуях Тас:
В одной хакасской деревне жила семья: муж Сартакпай, жена Хуртуях и их дети. Сартакпай построил мост через Енисей, которым воспользовались враги и вторглись на земли Хакасии. Усадил тогда Сартакпай жену свою Хуртуях и двух своих сыновей на коней. Напутствуя, просил он скакать их прочь и не оборачиваться под страхом немедленной смерти. Сам же встал на пути врагов, пытаясь их задержать. Недолго длилась битва, погиб достойно Сартакпай. Хуртуях и сыновья добрались до берегов реки Абакан. Она просила богов помочь ей сохранить детей, и боги превратили ее детей в бусы. Разогналась женщина и перепрыгнула на своем коне на другой берег. Но когда Хуртуях добралась до места, она обнаружила, что нитка порвалась, и все бусины потерялись. Взмолилась тогда Хуртуях о справедливости, закричала. А так как в степи кричать нельзя, она запела. И обратили боги ее в камень и дали ей силу помогать женщинам от бесплодия.
Салбыкский курган: «Сибирский Стоунхендж»
Салбыкский курган находятся в Долине Царей, гигантской природной чаше, окруженной горами.
Курган окружен огромными плитами высотой более 10 м и весом до 60 тонн.
Эта каменно-земляная пирамида высотой до 30 метров служила для погребения одного могущественного динлинского царя, его семьи и свиты.
Туимский провал
Когда-то здесь добывали медь, молибден, вольфрам и некоторые другие металлы. Туимский провал образовался в результате обвала перекрывающих пород в горные выработки, которыми была изрезана вся гора.
На дне провала располагается озеро с ярко-бирюзовой водой. Раньше такой цвет воды объяснялся наличием в ней большого количества солей меди, однако, после проведения химических анализов выяснилось, что это не так. Теперь считается, что цвет воды связан с очень большой глубиной озера.
Провал характеризуется почти отвесными скалистыми стенами, которые довольно ненадежны и могут осыпаться. Местами в этих стенах можно увидеть старые штреки, высота которых достигает двух метров. Из таких штреков иногда торчат рельсы, по которым некогда ездили вагонетки, возившие руду.
Кошкулакская пещера: «Пещера Черного Дьявола»
Пещера – в 9 км южнее села Топанов, от поселка Шира до пещеры около 20 км.
Имя ей дала одна из вершин отрогов Кузнецкого Алатау – Кошкулак.
Без опытного проводника в пещеру спускаться очень опасно, так как спуск – это вертикаль около трехсот метров, а протяженность её ходов – 820 м.
При посещении пещеры люди часто испытывают нервозность, панический страх, жуткие видения.
Местные легенды говорят, что в пещере, в гроте Призраков, обитает дух шамана, который мстит людям, потревожившим его покой после смерти.
Кто-то считает, что за столетия пещера поглотила очень много темной энергии древних шаманов, которая время от времени воздействует на людей.
Учёные связывают загадочные явления, происходящие в пещере, с постоянно меняющимися колебаниями электромагнитного поля, источник которых не установлен. Но, изучив записи, они пришли к заключению, что сигналы, зафиксированные на Кошкулаке, никакого отношения к природным не имеют; импульсы такой частоты с устойчивой амплитудой колебаний способен генерировать только искусственный излучатель …
Анчил чон: «Хакасские амазонки»
В долине Кюг, около деревни Казановка, находится гора Хазын хыр (Березовый хребет), в течение нескольких веков служившая местом совершения обрядов, у подножия - захоронение бронзового века Анчил чон.
Археологический памятник «Анчил чон» интересен тем, что на территории Сибири пока не встречалось ничего похожего по конструкции (могильник представляет собой солнечный круг с расходящимися лучами). Уникально и то, что в «солнечном круге» и между его лучами захоронены только женщины. В четырех погребальных камерах, сооруженных из плит песчаника, они лежали, обняв новорожденных детей. Загадок у этого погребения много: неподалеку от женских могил сооружено детское кладбище, в котором покоились останки трех-пятилетних детей. Чуть в стороне плиты, сложенные вертикально, как бы объединяют от общего комплекса другие могилы, в которых захоронены мужчины и женщины азиатского типа, тогда как в центральных погребальных камерах покоятся женщины европейского.
Ах тас: Вершина треугольника
Долина Кюг, или долина счастья, находится после деревни Казановка, в 3 км от нее. Ах тас называют целебным камнем. Археологические изыскания свидетельствуют — последние полторы тысячи лет он использовался местным населением для лечения различных болезней. “Врачует” Ах тас от отеков, нарушений сердечной деятельности, болезней крови.
Нельзя подьезжать к камню на транспорте.
Приблизившись к камню, нужно обойти его три раза по солнцу, символично спускаясь в тот мир, где живет дух.
Можно подойти полечиться – на 15-20 секунд (не более), прижаться к камню обняв его руками.
После этого духа задабривают, оставляя у подножия камня конфеты, пуговицы, мелкие монеты.
Легенда
Давным-давно старик (Апсах) и старуха (Иней) привели в долину Кюг свой народ. Остановились. Огляделись. Место понравилось. Решили жить здесь, но Иней выбрала для аала место направо от горы Аар таг, а ее мужу приглянулась левая сторона. Долго они спорили – подрались. Иней победила. В гневе она так толкнула старика, что он перелетел через реку и упал на вершину горы Аар таг. От обиды обернулся старик в камень. Его и сейчас можно увидеть – на вершине горы возвышается каменная скала – Апсах тас, силуэт которой удивительно напоминает обиженного старика. Иней очень переживала обиду мужа, отошла чуть в сторону, присела…. И тоже обратилась в камень. Народ Иней и Апсаха, уважая волю старших, расселился по всей местности, и справа и слева, а в память о ссоре установил на месте раздора белый камень.
Удивительного в этой истории много, но самое интересное, пожалуй, то, что три памятника Апсах тас, Ах тас и Иней тас являются, с минимальной долей погрешности, вершинами равностороннего треугольника.
Сундуки: «Мировая гора»
Сундуки располагаются в Ширинском и Орджоникидзевском районах.
До сих пор гадают, что это: обсерватория древних, культовое место или площадка для приземления инопланетных космических кораблей.
В кубе (сундук 1) было сделано искусственное отверстие, которое использовалось древними жрецами, чтобы следить за движением Солнца.
Солнечные лучи проникают сквозь это отверстие всего два дня в году, 22-23 декабря, в день зимнего солнцестояния, на закате солнца - это был знак смены года.
Между Первым Сундуком и горой Каратаг (Черная гора) расположен Некрополис (город мертвых) - система для астрономических наблюдений.
Украшением Некрополиса служит рисунок Белой Лошади, датируемой возрастом 16 тыс. лет.
Образ Белой Лошади представляет собой обновленное Время.
Четвёртый Сундук известен Петроглифами об описании жизни воина: его рождение, развитие, участие в охоте, битвах, победы и гибель.
Пятый Сундук — самый южный из всех, известен оросительным каналом (у подножия горы), что сохранился с давних времён (уже в I тыс. до н.э. Хакасско-Минусинская котловина была центром орошаемого земледелия).
«Храм времени» (Сундук 1) содержит древнейшие солнечные часы в виде нарисованного на скале дракона, разделенного на 6 частей (часов). Возможно это указывает на иное измерение…
Местные жители, увлекающиеся непознанным, покажут наскальные рисунки, на которых при желании можно рассмотреть очертания людей в скафандрах – значит, наши предки видели инопланетян…
Время постройки «Сундуков» неопределенное, по некоторым данным возраст варьируется от 16 тысяч до 35 тысяч лет…
Наша республика очень загадочна. Создается впечатление, что кто-то собрал коллекцию всего интересного, таинственного, объединил в одном месте и назвал это место - Хакасия.